- Главная
- Наука и инновации
- Научная деятельность
Научная деятельность
Руководитель – доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования Пономарева Л.И.
Научная лаборатория Возрастная педагогика и педагогические технологии
Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Качалова Л.П.
Научно-практический центр Калейдоскоп
Руководитель – кандидат филологических наук, доцент Милованова Л.А.
Центр непрерывного педагогического образования
Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ипполитова Н.В.
Центр научно-методической поддержки школьников (естественнонаучное направление).
Руководитель – старший преподаватель Павлова Н.В.
Научно-методический центр этнопедагогики
Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Касьянова Л.Г.
Центр поддержки производственных систем и предпринимательства
Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Бурнашева Э.П.
Центр культурно-антропологических исследований
Руководитель – доктор культурологии, доцент Борисов С.Б.
Юридическая клиника Центра правовой помощи
Руководитель – кандидат юридических наук, доцент Сычева Н.В.
Центр духовно-нравственного воспитания
Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Чипинова Н.Ф.
Научно-методический Центр филологического образования и коммуникационных практик
Руководитель – кандидат филологических наук, доцент Семенова Ю.А.
Научно-образовательный центр «Лингводидактика в системе инновационного иноязычного образования»
Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Дубаков А.В.
Научная лаборатория Педагогическая психология и психолого-педагогического сопровождение и поддержка развития ребенка
Руководитель – кандидат психологических наук, доцент Быкова Е.А.
Научная лаборатория Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка
Руководитель – кандидат педагогических наук, Алексеев И.А.
Научные школы
Руководитель – Борисов Сергей Борисович, ведущий научный сотрудник, доктор культурологии, доцент, профессор
Научная школа «Непрерывное педагогическое образование»
Руководитель – Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор
Научная школа «Личностно-ориентированный подход в педагогическом образовании»
Руководитель – Качалова Людмила Павловна, зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор
Научная школа «Концептуально-технологические основы раннего развития детей»
Руководитель – Пономарева Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
Научная школа «Россия и организация защиты СИБИРИ в конце XVI – XVIII вв.»
Руководитель – Пузанов Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор
Государственные задания
Прикладная НИР
Руководитель - Л.И. Пономарева
Исполнители: Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова, Н.Ю. Ган, И. В. Колмогорова, Л.Г. Светоносова
Ключевые пользователи результатов
- школьники 10-11 классов, родители
- студенты педагогических вузов
- учителя, преподаватели вузов и педагоги системы дополнительного образования
Партнеры по внедрению (апробации)
Субъекты РФ:
- Пермский край
- Свердловская область
- Тюменская область
- Курганская область
- Челябинская область
- Нижегородская область
- Ханты-Мансийский автономный округ
Основные результаты НИР
2021 год:
- Обобщен опыт интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования в системе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач.
- Обоснованы теоретико-методологические подходы к разработке концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
- Выявлены условия, обеспечивающие подготовку будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования: создание интеллектуально-дидактической образовательной среды; создание банка практико-ориентированных кейс-ситуаций; включение студентов в профессионально-ориентированную деятельность; организация практико-ориентированной площадки взаимодействия вуза, школы и дополнительного образования.
- Разработана концепция подготовки будущих педагогов к решению практических профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
- Разработана модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
2022:
- Разработана и апробирована программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования для реализации в разных субъектах РФ.
- Методические рекомендации по использованию комплекса проблемных практико-ориентированных задач в образовательном процессе педагогического вуза.
Образовательные продукты:
- Подготовка будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : учебно-методическое пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вуза направления подготовки «44.00.00 Образование и педагогические науки» / Л.И. Пономарева, Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова [и др.]; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, каф. дошк. и соц. образования. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 128 с. ISBN 978-5-907411-99-9. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47803535
- Практико-ориентированные задачи в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) / Л.Г. Светоносова ; Шадр. гос. пед. ун-т . – Чебоксары : Среда, 2022. – 68 с. ISBN 978-5-907561-68-7. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49612648
- Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки П784 будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : для магистрантов направлений подготовки 44.03.01 Пед. образование, 44.03.02 Психол.-пед. образование / Л.И. Пономарева [и др.] ; под общ. ред. Л.И. Пономаревой. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 135 с. ISBN 978-5-87818-672-8. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53751405
Основные публикации по теме:
- Аналитико-рефлексивные задачи как средство формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Л. П. Качалова, Л. Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – No – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47830269
- Культурологический подход в подготовке будущих педагогов в условиях интеграции образовательных систем / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – С. 569-575.– https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48154581
- Подготовка будущих педагогов в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования / Н.Ю. Ган, Л.И. Пономарёва // Образовательный Вестник «Сознание». – 2021. – Том. 23. – №9. – С. 12-19. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46529042
- Понятие, виды и характеристика практико-ориентированных кейс-ситуаций, используемых в подготовке будущих педагогов / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова // Вестник ШГПУ. - 2021. - № 4. – с. 73- 75. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48418038
- Практико-ориентированные механизмы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. – Научный журнал : - Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып.72. – Ч. 4.- С. 218-221. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47793974
- Роль практико-ориентированных ситуаций в процессе формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Светоносова Л.Г. // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров). – Сборник материалов VI Междун. научно-практич. конфер. 8 декабря 2021 г. – Махачкала: АЛЕФ, 2021. - С. 393-396. – https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47926142_49462563.pdf
- Этнопедагогические практико-ориентированные ситуации как средство формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач: / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова // Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – С. 551-559. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48154578
- Педагогическая режиссура практико-ориентированного семинарского занятия в процессе формирования готовности будущего учителя к решению профессионально-педагогических задач / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова Л.Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №3. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49447186
- Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию / Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. Образовательный Вестник «Сознание» /– 2022. – Том. 24. – №11 / 2022. – Volume. 24. – №11. – С. 12-19 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-12-19
- Рефлексивный практикум как условие формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Л.П. Качалова Л.Г. Светоносова // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2022. - № 1. – С. 14–18. DOI: 10.54348/SciS.2022.1.2 https://elibrary.ru/item.asp?id=48175284
- Ипполитова, Н. В. Cистемный подход как методологическая основа подготовки студентов педвуза к решению профессиональных задач / Н. В. Ипполитова // Язык и актуальные проблемы образования : Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию российского ученого-педагога, академика Ушаковой О.С., Москва, 15 декабря 2021 года. – Ярославль: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования", 2022. – С. 246-250. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48862140
- Супервизия как педагогическое условие процесса формирования профессиональной компетенции начинающих педагогов / Л.Г. Светоносова, А.А. Ли // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №4 (Т.10). – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49810788
- Функциональная роль ситуации неопределенности в формировании готовности будущих педагогов к решению профессионально-педагогических задач / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская, Л.Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №5. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49986654
- Целевые ориентиры подготовки студентов педагогических вузов в системе интеграции образовательных уровней / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Детство, открытое миру: сборн. мат-лов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск. – 2022. – С. 272-273. https://elibrary.ru/item.asp?id=48134522
Адекватность передачи структуры образа персонажа при переводе художественного текста
Белозерцев, А. В. Адекватность передачи структуры образа персонажа при переводе художественного текста : монография / А. В. Белозерцев, О. С. Долганова ; Шадр. гос. пед. ун-т, Каф. теории и практики герман. яз. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 114 с. : цв. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 108-113. - ISBN 978-5-87818-655-1. - Текст : электронный.
Монография представляет собой подробное исследование специфики и проблем перевода структуры образа персонажа художественного текста.
Монография предназначена широкому кругу лиц, заинтересованных проблематикой адекватного и эквивалентного перевода художественного текста.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Литературный процесс в Курганской области в начале 1970-х гг.
Борисов, С. Б. Литературный процесс в Курганской области в начале 1970-х гг. (по материалам газеты "Молодой ленинец") : монография / С. Б. Борисов ; Шадр. гос. пед. ун-т, Центр культур.-антрополог. исследований, Каф. филологии и социогуманитар. дисциплин. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 199 с. : цв. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 198. - ISBN 978-5-87818-651-3. - Текст : электронный.
Монография представляет собой подробное исследование литературного процесса в Курганской области в 1970-1973 гг. на материалах областной молодѐжной газеты «Молодой ленинец».
Монография предназначена историкам российской литературы ХХ века, историкам культуры Урала и Сибири, а также всем интересующимся региональными изводами отечественного литературного процесса.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Литературный процесс на Южном Урале (1920-1960-е гг.)
Борисов, С. Б. Литературный процесс на Южном Урале (1920-1960-е гг.) : монография / С. Б. Борисов ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 130 с. : цв. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 128-129. - ISBN 978-5-87818-640-7. - Текст : электронный.
Монография представляет собой подробное исследование литературного процесса на Южном Урале 1920–1960-х гг., включающее описание деятельности литературных объединений, выпуск книг и альманахов, а также характеристику отдельных литературных произведений.
Монография предназначена историкам российской литературы, а также всем интересующимся региональными изводами отечественного литературного процесса.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Образы девочек в русской советской литературе для детей
Борисов, С. Б. Образы девочек в русской советской литературе для детей : монография / С. Б. Борисов ; Шадр. гос. пед. ун-т, Центр культур.-антрополог. исследований, Каф. филологии и социогуманитар. дисциплин. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 115 с. : цв. : рис. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 113-114. - ISBN 978-5-87818-669-8. - Текст : электронный.
Монография представляет собой первый в отечественной науке опыт типологизации девичьих образов в произведениях русской советской литературы для детей.
Монография предназначена для специалистов в области истории отечественной литературы для детей, для изучающих взаимодействие массовой культуры и литературного образования, для широкого круга гуманитариев, для школьных учителей литературы и работников учреждений дошкольного воспитания.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования
Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : для магистрантов направлений подгот. 44.03.01 Пед. образование, 44.03.02 Психол.-пед. образование / Л. И. Пономарева, Н. Ю. Ган, Ю. М. Едиханова [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Пономаревой. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 135 с. : цв. : табл. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 11-12. - ISBN 978-5-87818-672-8. - Текст : электронный.
В программе представлены технологические аспекты разработанной концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
Программа разработана в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной НИР по теме «Разработка концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования» № 073-00095-22-02 от 08 апреля 2022 года.
Программа может быть полезна студентам, обучающимся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (степень – магистр) при изучении дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Развитие образовательной организации в условиях изменений», «Управление качеством образования», при прохождении производственной практики.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Кладовая ремесел Южного Зауралья
Прохорова, А.В. Кладовая ремесел Южного Зауралья : прогр. внеуроч. деятельности для учащихся нач. кл. (1-4 кл.) / А.В. Прохорова, Н.С. Стерхова ; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. теории и методики начал. образования, Центр науч.-метод. поддержки педагогов и помощи учащимся нач. кл. – Шадринск : ШГПУ, 2023. – 90 с. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 84-87. - ISBN 978-5-87818-683-4. - Текст : электронный.
Данное издание содержит материалы программы внеурочной деятельности, ориентированной на приобщение обучающихся 1-4 классов начальной школы к народным ремеслам и промыслам Южного Зауралья. Программа рассчитана на 4 года и предполагает погружение учащихся младших классов в различные виды художественно-творческой деятельности на доступном для них уровне – вышивку, лозоплетение, лепку из глины, роспись по дереву, создание изразцов из солѐного теста, ковроткачество и т.д. Погружение детей в данные виды деятельности основывается на принципе постепенного усложнения краеведческого материала о теории, истории и техниках того или иного промысла, либо ремесла.
Материалы предлагаемого издания могут быть использованы учителями в ходе организации внеурочной деятельности в начальных классах, а также педагогами дополнительного образования и студентами вуза, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» в ходе производственной практики.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru