Олимпиада по теории и методики обучения информатике

Организаторы олимпиады

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», факультет информатики, кафедра теории и методики обучения информатике. Председатель организационного комитета - декан факультета информатики, к.п.н., доцент Слинкина И.Н. Руководитель олимпиады - к.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике Устинова Н.Н.

Участники олимпиады:

В олимпиаде по теории и методике обучения информатике участвовало 8 команд по 5 человек из следующих вузов:

  • ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»;
  • ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»;
  • ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»;
  • ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»;
  • ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»;

Формы проведения олимпиады:

Конкурс 1. Визитка. Тема визитки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Конкурс «Визитка» проводится в КВНовской форме. Тема и время визитки регламентированы, форма представления команд и количество выступающих могут быть выбраны произвольно (выступление, показ видеоматериалов, презентаций и пр.).

Конкурс 2. Теоретический тур. Он проводится в виде пресс-конференции. Тематика пресс конференций:

  1. Использование метода проектов в процессе обучения информатике – Магнитогорск, МАГУ.
  2. Сочетание традиционных и инновационных методов в процессе обучения информатике.
  3. Дистанционные формы обучения информатике.
  4. Компьютерное тестирование как основное средство контроля знаний по информатике.
  5. Совместная продуктивная и творческая деятельность учителя и учащихся в рамках обучения информатике.
  6. Использование информационных технологий при организации исследовательской деятельности учащихся.
  7. Использование рейтинговой системы в процессе контроля знаний учащихся по информатике.
  8. Использование активных методов обучения информатике – Шадринск, ШГПИ - 1.
  9. Рефлексия в системе обучения информатике - Н.Тагил, НТГСПА
  10. Единый государственный экзамен по информатике как основная форма итогового контроля. - Челябинск
  11. Формирование ИКТ-компетентности в процессе обучения информатике.
  12. Реализация прикладного потенциала курса информатики в системе профильного обучения.
  13. Роль информатики в профессиональном самоопределении школьников - Екатеринбург, УРПУ (факультет информатики)
  14. Имидж учителя информатики - Шадринск, ШГПИ - 2.
  15. Субъектный подход в системе непрерывного обучения информатике.
  16. Интегративная основа курса информатики.
  17. Дистанционные эвристические олимпиады по информатике.
  18. Дидактическая эвристика - будущее креативного мышления. Использование дидактической эвристики на уроках информатики.
  19. Использование ТРИЗ в процессе обучения информатике.
  20. Использование принципа историзма на уроках информатики.
  21. Организация школьного медиацентра и использование его ресурсов в образовательном процесс

Основные участники пресс-конференции:

1. Пресс-секретарь. В его функции входит проведение мероприятия, представление основных действующих лиц, определение значимости вопроса. Пресс-секретарем при проведении первой пресс-конференции лучше всего быть учителю или преподавателю. В дальнейшем его функции может выполнять наиболее подготовленный ученик или студент.

2. Утверждающая команда или компания, подающая информационный повод. В состав команды входят:

  • Спикеры. Спикер представляет теоретический материал, отвечает на вопросы.
  • Технический персонал. В данную категорию участников входят обучающиеся, отвечающие за создание и показ презентационных материалов, звуковое сопровождение пресс-конференции.
  • Ньюс-мейкеры. В функцию ньюсмейкеров входит подготовка пресс-материалов.

3. Журналисты. К подготовке журналистов необходимо подойти особенно ответственно, т.к. они должны не только присутствовать на пресс-конференции, но и задавать вопросы провокационного, уточняющего, анализирующего характера, т.е. еще перед проведением пресс-конференции они должны быть ознакомлены с основыми теоретическими положениями.

Пресс-конференцию ведет пресс-секретарь. Пресс-секретарь – это ключевая фигура мероприятия. В начале мероприятия пресс-секретарь призывает всех присутствующих соблюдать тишину и начинает выступление. Во вступительном слове он объявляет тему пресс-конференции и представляет участников. Обязательным условием при наличии более одного выступающего является оглашение круга его полномочий (интересов) или ключевая позиция в выступлениях. Далее оглашается регламент. В обязанности пресс-секретаря входит слежение за строгом его соблюдением.

Далее в заранее оговоренном порядке выступают спикеры. Свои доклады они могут сопровождать презентацией или фильмом. Однако более подробные мультимедиа-материалы традиционно просматриваются после проведения пресс-конференции.

После выступлений пресс-секретарь предлагает задавать вопросы. Вопросы журналистов, касаясь существа дела, не должны повторяться. Они не могут принимать форму собственных заявлений и деклараций. Ведущий может отвести такие вопросы, ссылаясь на отклонение от объявленной темы. Последний вопрос специально объявляется и после ответа на него пресс-конференция закрывается.

Вопросы журналистов рекомендуется начинать следующей фразой: «Фамилия, имя, издание. Вопрос фамилия, имя спикера, компетентного в данной области». Например, «Петров Алексей, журнал «Информатика и образование». Вопрос Устиновой Наталье Николаевне. Наталья Николаевна, почему до сих пор не выставлена аттестация студентам четвертого курса? Спасибо.» Признаком хорошего тона считается поблагодарить заранее спикера за ответ.

Продолжая тему вопросов и ответов, следует сказать и о том, что на пресс-конференциях не принято не отвечать на поставленные вопросы. Поэтому если вопрос задан не по адресу, то пресс-секретарь может его переадресовать компетентному специалисту. Если вопрос выходит за рамки заранее оговоренной темы, то он тем же пресс-секретарем отклоняется, как вышедший за рамки обсуждаемой проблемы. Если же вопрос просто поставил в тупик, то лучше сказать, что информацию по нему будет сообщена дополнительно.

Продолжая тему вопросов и ответов, следует сказать и о том, что на пресс-конференциях не принято не отвечать на поставленные вопросы. Поэтому если вопрос задан не по адресу, то пресс-секретарь может его переадресовать компетентному специалисту. Если вопрос выходит за рамки заранее оговоренной темы, то он тем же пресс-секретарем отклоняется, как вышедший за рамки обсуждаемой проблемы. Если же вопрос просто поставил в тупик, то лучше сказать, что информацию по нему будет сообщена дополнительно.

Пресс-кит.

В пресс-кит входит: пресс-релиз, бэкграундер, пресс-портреты, пресс-справка, брендинг.

Пресс-релиз – сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и о частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение ее позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в средства массовой информации (Википедия).

Первый пресс-релиз в истории был выпущен 30 октября 1906 года Айви Ли и связан с достаточно трагическим происшествием на железной дороге в Пенсильвании.

Виды пресс-релизов

  1. Пресс-релиз-анонс (информация в таком пресс-релизе сообщает о событии, которое только должно произойти).
  2. Пресс-релиз-новость (несет в себе информацию о уже свершившемся событии).
  3. Информационный пресс-релиз (информирует о некотором еще не завершенном, текущем процессе).

Для олимпиады по ТМОИ в качестве пресс-релиза предоставляется статья (авторская или коллективная) по выбранной командами теме. Объем статьи не должен превышать 16 страниц. В ней освещаются основные проблемы и пути их решения. После окончания олимпиады все материалы будут опубликованы в сборнике научно-практических статей.

Бэкграундер – это материал для средств массовой информации, представляющий сведения об организации, ее профиле, продуктах и услугах, истории создания, развития и т.д. (Википедия)

В отличие от пресс-релиза, информация в бэкграундере не несет в себе новостную составляющую, а является необходимым дополнением к пресс-релизу. Цель бэкграундера – информирование средства массовой информации о фирме, организации, проекте.

Для олимпиады по ТМОИ в качестве бэкграундера необходимо представить САМОСТОЯТЕЛЬНО выполненный буклет, рекламный проспект, информационные материалы о факультете или вузе в целом.

Пресс-портрет – это информационные материалы о спикере (спикерах). В нем может содержаться презентационный материал, фото, информация о человеке, его интересы. Необходимым условием является наличие в описании круга вопросов, за которые данный спикер несет ответственность.

Для олимпиады по ТМОИ пресс-портреты должны быть предоставлены другим командам до проведения пресс-конференции.

Пресс-справка – это краткая характеристика организации. В пресс-справке приводятся количественные и качественные характеристики организации.

Для олимпиады по ТМОИ пресс-справка предоставляется о команде с обязательным указанием роли каждого участника команды в пресс-конференции. Например, Черных Роман – первый спикер, Черных Валерий – второй спикер, Литовченко Сергей – технический специалист, Карташова Александра – ответственная за пресс-кит, Струнина Людмила – пресс-секретарь.

Брендинг на пресс-конференции – это представление бренда компании, фирмы, организации, которая проводит пресс-конференцию, в виде стены с логотипами, выставок, бэджей, флажков и др.

Профессиональный брендинг - это многоструктурный, обоснованный, выверенный и контролируемый комплекс по созданию товарной марки, разработке дизайна упаковки, рекламной аргументации, проведению акций по стимулированию сбыта, то есть использование всего арсенала маркетинговых средств коммуникативного воздействия на потребителя.

Бренды — это образные представления, сохранённые в памяти заинтересованных групп, которые выполняют функции идентификации и дифференциации и определяют поведение потребителей при выборе продуктов и услуг.

Франц-Рудольф Эш, профессор кафедры маркетинга университета г. Гиссен, Германия, директор Института исследования брендов и коммуникаций (Institut für Marken- und Kommunikationsforschung), Германия

Для олимпиады по ТМОИ под брендингом будем понимать выставочный материал (можно оформить как стенд, оформление ширмы, передвижной композиции, стендовый выставочный материал и т.д.) по представляемой командой теме. Выставка будет оцениваться отдельно и по результатам работы будут выдаваться сертификаты участников выставок научных работ выставочным материалам, и выделяться лауреаты и победители.

Конкурс 3. Задачный тур. В данном конкурсе изначально принимают участие 3 человека, после окончания теоретического тура к команде присоединяются остальные участники. Задания конкурса подразделяются на несколько типов:

  • решение школьных задач;
  • решение творческих и методических задач;
  • задания на определение персоналий по информатике, технических устройств в области информатики, авторов учебников по информатике.

Конкурс 4. Методический тур «Мы не умеем думать стандартно!». Разработка конспекта и методического сопровождения урока предлагается участникам олимпиады в качестве домашнего задания. Команды избирают «учителя», презентующего свой урок (он должен провести урок информатики по своей теме для противоположной команды); «методиста», который должен выявить (по ходу проведения занятия) и презентовать (после проведения занятия) недочеты урока другой команды. Уроки будут проходить в разных аудиториях. Схема прилагается (рис.1).


Рис.1. Схема проведения методического тура

Жюри:

Председатель жюри, руководитель олимпиады: к.п.н., доцент Устинова Н.Н. (ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»).

Члены жюри: к.п.н., доцент Леонова Елена Анатольевна (ЧГПУ), Козловских Марина Евгеньевна (ШГПИ), к.п.н., доцент Савельева Людмила Александровна (МаГУ), к.п.н., доцент Мащенко Мая Владимировна (НГСПА), Гребнева Дарья

ВИЗИТКА

Критерии оценки: За конкурс максимальное количество 10 баллов. Дополнительно: за артистизм + 2 балла, за специфику информатики + 5 баллов, за патриотизм + 1 балл, за использование ИКТ + 2 балла. Максимально: 20 баллов.

Сводная таблица

Вуз Сумма баллов Средний баллы место
МаГУ 93 13,3 3
НГСПА 99 14,1 2
ЧГПУ 77 11,0 5
УрГПУ 83 11,9 4
ШГПИ 1 115 16,4 1
ШГПИ 2 73 10,4 6

Номинации:

  • «Патриот города», МаГУ;
  • «Лучшая визитная карточка», ШГПИ-1;
  • «Патриот вуза», НТГСПА;
  • «За оригинальный видеосюжет визитной карточки», УрГПУ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

В теоретическом туре приняли участие все члены команды. Тур проходил в виде пресс конференции. Темы, выбранные командами:

  1. Использование метода проектов в процессе обучения информатике – Магнитогорск, МАГУ.
  2. Использование активных методов обучения информатике – Шадринск, ШГПИ - 1.
  3. Рефлексия в системе обучения информатике - Н.Тагил, НТГСПА
  4. Единый государственный экзамен по информатике как основная форма итогового контроля. - Челябинск
  5. Роль информатики в профессиональном самоопределении школьников - Екатеринбург, УРПУ (факультет информатики)
  6. Имидж учителя информатики - Шадринск, ШГПИ - 2.
  7. Тур проходил в аудитории 227 сектора А.

    В каждой команде были выбраны спикеры, журналисты и технический персонал.

    В пресс конференции оценивались:

    1. Работа спикеров.
    2. Работа журналистов.
    3. Пресс кит (пресс релиз, бекграундер, пресс портреты, брендинг).

    Результаты тура представлены в таблицах.

    Таблица 1.

    Вуз Пресс кит Спикеры Журналисты бекграундер
    Рез. Место Рез. Место Рез. Место Рез. Место
    МаГУ 183,0 4 84,5 5 58,0 6 5,0 1
    НГСПА 206,0 1 114,0 1 67,0 5 5,0 1
    ЧГПУ 185,0 3 88,0 3 74,0 2 5,0 1
    УрГПУ 153,0 6 70,5 6 73,0 3 3,0 6
    ШГПИ 1 190,0 2 104,5 2 79,0 1 5,0 1
    ШГПИ 2 164,0 5 85,0 4 72,0 4 4,0 5

    Таблица 2.

    Вуз брендинг пресс-портреты штраф Общее
    Рез. Место Рез. Место Рез. Ср. б Рез. Место
    МаГУ 67,0 5 3,0 1 3,0 51,4 308,5 5
    НГСПА 87,0 1 3,0 1 3,0 61,7 370 2
    ЧГПУ 75,0 2 3,0 1 0,0 57,8 347 3
    УрГПУ 68,0 4 3,0 1 3,0 47,4 284,5 6
    ШГПИ 1 74,0 3 3,0 1 3,0 62,1 372,5 1
    ШГПИ 2 62,0 6 3,0 1 0,0 53,5 321 4

    Номинации:

    • «За умение организовать дискуссию», Деулина Ольга Владимировна, ШГПИ;
    • «За грамотность и аргументированность представления теоретического материала», Литовченко Сергей Николаевич, Черных Роман Михайлович ШГПИ-1;
    • «За способность организовать и принять участие в дискуссии», Черных Валерий Михайлович, ШГПИ-1;
    • «За проведенное статистическое исследование», Смоловская Анна Сергеевна, Бакеева Мария Александровна, ЧГПУ;
    • «За максимальное количество заданных вопросов на пресс-конференции», Ситникова Алена Вадимовна, УрГПУ;
    • «За информативность выступления», Долженко Ирина Сергеевна, МаГУ;
    • «За логичность изложения теоретического материала на пресс-конференции», Арбузов Сергей Сергеевич, УрГПУ;
    • «За аргументированность ответов на вопросы журналистов», Янкина Наталья Александровна, НТГСПА;
    • «За лучший пресс-портрет», МаГУ;
    • «За эргономичность представления материала в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», МаГУ;
    • «За оригинальность отражения темы в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», ШГПИ-1;
    • «ЗА ПЕРВОЕ МЕСТО в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», НТГСПА;
    • «ЗА ВТОРОЕ МЕСТО в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», ЧГПУ;
    • «ЗА ТРЕТЬЕ МЕСТО в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», ШГПИ-1.

    Задачный тур

    В задачном туре предлагалось командам решить большое количество разнообразных задач, которые были ранжированы по баллам. Результаты тура представлены в таблице.

    ВУЗ Ч. 1 Ч. 2 Ч. 3 Ч. 4 Ч. 5 Ч. 6 Ср. б. Сум. место
    МаГУ 1 45 2 1,6 21 9 13,3 79,6 5
    НГСПА 4 75 2 2,5 26 6 19,3 115,5 2
    ЧГПУ 6 84 4 4,1 7 27 22,0 132,1 1
    УрГПУ 3 33 1,5 4,2 13 19 12,3 73,7 6
    ШГПИ 1 1 61     46 7 28,8 115 3
    ШГПИ 2 2 77 4 4 13 3 17,2 103 4

    Номинации:

    • «За знание ученых», Логачев Андрей Владимирович, ЧГПУ;
    • «За лучшее решение учебных задач», Божков Евгений Владимирович ЧГПУ.

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР

    В методическом туре команды разделились на 2 группы: «учитель» + «ученик» и «методист» + 2 «ученика». В задачу первой группы входило проведение урока (урок в нестандартной форме, домашнее задание). Вторая группа должна была дать анализ урока соперника. Команды разделились следующим образом:

    «Учитель» +
    «ученик»
    «Методист» +
    2 «ученика»
    Представители жюри Аудитория
    ЧГПУ УрГПУ К.п.н., доцент Устинова Н.Н.
    Ст. преп. Жданова Л.В.
    205 Б
    НТГСПА ШГПИ-2 К.п.н., доцент Савельева Л.А.
    Ст. преп. Бологова О.А.
    105 В
    УрГПУ ЧГПУ К.п.н., доцент Телеева Е.В.
    Ст. преп. Козловских М.Е.
    107 В
    ШГПИ-1 МаГУ К.п.н., доцент Леоноева Е.А.
    Ассистент Осокина Е.В.
    235 А
    ШГПИ-2 НТГСПА К.п.н., доцент Парфенов С.Ю.
    Ассистент Гребнева Д.А.
    102 В
    МаГУ ШГПИ-1 К.п.н., доцент Мащенко М.В.
    Ассистент Белоногова Ю.С.
    143 В

    Критерии оценивания работы учителя:

    1. Умение организовать аудиторию – 2 балла.
    2. Грамотная речь – 2 балла.
    3. Знание фактического материала – 2 балла.
    4. Умение аргументировать выбор методов, приемов, средств, форм обучения - 3 балла.
    5. Умение отвечать на вопросы оппонентов – 3 балла.
    6. Артистизм – 1 балл.

    Критерии оценивания работы методиста

    1. Умение грамотно задавать вопросы – 2 балла.
    2. Умение вести диалог с учителем – 2 балла.
    3. Знание особенностей преподавания данной темы – 2 балла.
    4. Умение аргументировать выбор методов обучения – 4 балла.

    Критерии оценивания работы учеников

    1. Знание фактического материала – 2 балла.
    2. Умение включаться в образовательный процесс – 3 балла.

    Критерии оценивания конспекта

    1. Структура оформления – 2 балла.
    2. Четкость постановки целей и задач – 3 балла.
    3. Определение требований к знаниям и умениям учащихся – 3 балла.
    4. Использование нестандартной формы занятий – 2 балла.
    5. Соответствие содержания основным дидактическим принципам и поставленным целям – 3 балла.

    Результаты тура представлены в таблице:

    Вуз Учитель Методист Учащиеся конспект Итого Место
    МаГУ 2,75 9 4,25 3,6 19,6 6
    НГСПА 10 9,25 2,25 10,75 32,25 2
    ЧГПУ 10,5 4,5 3,25 12 30,25 4
    УрГПУ 6,75 0 5 9 20,75 5
    ШГПИ 1 13,5 7,5 5 12 38 1
    ШГПИ 2 8,75 8 5 9,25 31 3

    Номинации:

    • «За грамотную работу методиста», Пензина Наталья Игоревна, МаГУ;
    • «За знание особенностей преподавания предложенной темы», Одинцева Юлия Николаевна, НТГСПА;
    • «За первый в жизни урок», Зырянов Евгений Павлович, ШГПИ-2;
    • «Умелая организация аудитории», Романова Татьяна Владимировна, ЧГПУ;
    • «Лучший методист», Карташева Дарья Михайловна, НТГСПА;
    • «Лучший учитель», Карташову Александру Игоревну, ШГПИ-1

    ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Команда Виз. Мес-то Теор тур место Задач. тур Мес-то Мет. тур место ср балл сумма место
    МаГУ 13,3 3 308,5 5 79,6 5 19,6 6 105,2 421,0 5
    НГСПА 14,1 2 370 2 115,5 2 32,25 2 133,0 532,0 2
    ЧГПУ 11,0 5 347 3 132,1 1 30,25 4 130,1 520,0 3
    УрГПУ 11,9 4 284,5 6 73,7 6 20,75 5 97,7 391,0 6
    ШГПИ 1 16,4 1 372,5 1 115 3 38 1 135,5 542,0 1
    ШГПИ 2 10,4 6 321 4 103 4 31 3 116,4 465,0 4

    Руководитель олимпиады по ТМОИ к.п.н, доцент Н.Н. Устинова
    Председатель орг. комитета Студенческого форума к.п.н., доцент И.Н. Слинкина
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх