- Институт информационных технологий, точных и естественных наук
- Направления подготовки
- Дирекция
- Кафедра программирования и автоматизации бизнес-процессов
- Кафедра физико-математического и информационно-технологического образования
- Кафедра биологии и географии с методикой преподавания
- Кафедра профессионально-технологического образования
Задать вопрос - Расписание
- Расписание промежуточной аттестации
Вернуться - На главную
- Главная
- Институт информационных технологий, точных и естественных наук
- Отчет о проведении олимпиады по теории и методики обучения информатике
Олимпиада по теории и методики обучения информатике
Организаторы олимпиады
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», факультет информатики, кафедра теории и методики обучения информатике. Председатель организационного комитета - декан факультета информатики, к.п.н., доцент Слинкина И.Н. Руководитель олимпиады - к.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике Устинова Н.Н.
Участники олимпиады:
В олимпиаде по теории и методике обучения информатике участвовало 8 команд по 5 человек из следующих вузов:
- ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»;
- ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»;
- ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»;
- ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»;
- ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»;
Формы проведения олимпиады:
Конкурс 1. Визитка. Тема визитки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Конкурс «Визитка» проводится в КВНовской форме. Тема и время визитки регламентированы, форма представления команд и количество выступающих могут быть выбраны произвольно (выступление, показ видеоматериалов, презентаций и пр.).
Конкурс 2. Теоретический тур. Он проводится в виде пресс-конференции. Тематика пресс конференций:
- Использование метода проектов в процессе обучения информатике – Магнитогорск, МАГУ.
- Сочетание традиционных и инновационных методов в процессе обучения информатике.
- Дистанционные формы обучения информатике.
- Компьютерное тестирование как основное средство контроля знаний по информатике.
- Совместная продуктивная и творческая деятельность учителя и учащихся в рамках обучения информатике.
- Использование информационных технологий при организации исследовательской деятельности учащихся.
- Использование рейтинговой системы в процессе контроля знаний учащихся по информатике.
- Использование активных методов обучения информатике – Шадринск, ШГПИ - 1.
- Рефлексия в системе обучения информатике - Н.Тагил, НТГСПА
- Единый государственный экзамен по информатике как основная форма итогового контроля. - Челябинск
- Формирование ИКТ-компетентности в процессе обучения информатике.
- Реализация прикладного потенциала курса информатики в системе профильного обучения.
- Роль информатики в профессиональном самоопределении школьников - Екатеринбург, УРПУ (факультет информатики)
- Имидж учителя информатики - Шадринск, ШГПИ - 2.
- Субъектный подход в системе непрерывного обучения информатике.
- Интегративная основа курса информатики.
- Дистанционные эвристические олимпиады по информатике.
- Дидактическая эвристика - будущее креативного мышления. Использование дидактической эвристики на уроках информатики.
- Использование ТРИЗ в процессе обучения информатике.
- Использование принципа историзма на уроках информатики.
- Организация школьного медиацентра и использование его ресурсов в образовательном процесс
Основные участники пресс-конференции:
1. Пресс-секретарь. В его функции входит проведение мероприятия, представление основных действующих лиц, определение значимости вопроса. Пресс-секретарем при проведении первой пресс-конференции лучше всего быть учителю или преподавателю. В дальнейшем его функции может выполнять наиболее подготовленный ученик или студент.
2. Утверждающая команда или компания, подающая информационный повод. В состав команды входят:
- Спикеры. Спикер представляет теоретический материал, отвечает на вопросы.
- Технический персонал. В данную категорию участников входят обучающиеся, отвечающие за создание и показ презентационных материалов, звуковое сопровождение пресс-конференции.
- Ньюс-мейкеры. В функцию ньюсмейкеров входит подготовка пресс-материалов.
3. Журналисты. К подготовке журналистов необходимо подойти особенно ответственно, т.к. они должны не только присутствовать на пресс-конференции, но и задавать вопросы провокационного, уточняющего, анализирующего характера, т.е. еще перед проведением пресс-конференции они должны быть ознакомлены с основыми теоретическими положениями.
Пресс-конференцию ведет пресс-секретарь. Пресс-секретарь – это ключевая фигура мероприятия. В начале мероприятия пресс-секретарь призывает всех присутствующих соблюдать тишину и начинает выступление. Во вступительном слове он объявляет тему пресс-конференции и представляет участников. Обязательным условием при наличии более одного выступающего является оглашение круга его полномочий (интересов) или ключевая позиция в выступлениях. Далее оглашается регламент. В обязанности пресс-секретаря входит слежение за строгом его соблюдением.
Далее в заранее оговоренном порядке выступают спикеры. Свои доклады они могут сопровождать презентацией или фильмом. Однако более подробные мультимедиа-материалы традиционно просматриваются после проведения пресс-конференции.
После выступлений пресс-секретарь предлагает задавать вопросы. Вопросы журналистов, касаясь существа дела, не должны повторяться. Они не могут принимать форму собственных заявлений и деклараций. Ведущий может отвести такие вопросы, ссылаясь на отклонение от объявленной темы. Последний вопрос специально объявляется и после ответа на него пресс-конференция закрывается.
Вопросы журналистов рекомендуется начинать следующей фразой: «Фамилия, имя, издание. Вопрос фамилия, имя спикера, компетентного в данной области». Например, «Петров Алексей, журнал «Информатика и образование». Вопрос Устиновой Наталье Николаевне. Наталья Николаевна, почему до сих пор не выставлена аттестация студентам четвертого курса? Спасибо.» Признаком хорошего тона считается поблагодарить заранее спикера за ответ.
Продолжая тему вопросов и ответов, следует сказать и о том, что на пресс-конференциях не принято не отвечать на поставленные вопросы. Поэтому если вопрос задан не по адресу, то пресс-секретарь может его переадресовать компетентному специалисту. Если вопрос выходит за рамки заранее оговоренной темы, то он тем же пресс-секретарем отклоняется, как вышедший за рамки обсуждаемой проблемы. Если же вопрос просто поставил в тупик, то лучше сказать, что информацию по нему будет сообщена дополнительно.
Продолжая тему вопросов и ответов, следует сказать и о том, что на пресс-конференциях не принято не отвечать на поставленные вопросы. Поэтому если вопрос задан не по адресу, то пресс-секретарь может его переадресовать компетентному специалисту. Если вопрос выходит за рамки заранее оговоренной темы, то он тем же пресс-секретарем отклоняется, как вышедший за рамки обсуждаемой проблемы. Если же вопрос просто поставил в тупик, то лучше сказать, что информацию по нему будет сообщена дополнительно.
Пресс-кит.
В пресс-кит входит: пресс-релиз, бэкграундер, пресс-портреты, пресс-справка, брендинг.
Пресс-релиз – сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и о частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение ее позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в средства массовой информации (Википедия).
Первый пресс-релиз в истории был выпущен 30 октября 1906 года Айви Ли и связан с достаточно трагическим происшествием на железной дороге в Пенсильвании.
Виды пресс-релизов
- Пресс-релиз-анонс (информация в таком пресс-релизе сообщает о событии, которое только должно произойти).
- Пресс-релиз-новость (несет в себе информацию о уже свершившемся событии).
- Информационный пресс-релиз (информирует о некотором еще не завершенном, текущем процессе).
Для олимпиады по ТМОИ в качестве пресс-релиза предоставляется статья (авторская или коллективная) по выбранной командами теме. Объем статьи не должен превышать 16 страниц. В ней освещаются основные проблемы и пути их решения. После окончания олимпиады все материалы будут опубликованы в сборнике научно-практических статей.
Бэкграундер – это материал для средств массовой информации, представляющий сведения об организации, ее профиле, продуктах и услугах, истории создания, развития и т.д. (Википедия)
В отличие от пресс-релиза, информация в бэкграундере не несет в себе новостную составляющую, а является необходимым дополнением к пресс-релизу. Цель бэкграундера – информирование средства массовой информации о фирме, организации, проекте.
Для олимпиады по ТМОИ в качестве бэкграундера необходимо представить САМОСТОЯТЕЛЬНО выполненный буклет, рекламный проспект, информационные материалы о факультете или вузе в целом.
Пресс-портрет – это информационные материалы о спикере (спикерах). В нем может содержаться презентационный материал, фото, информация о человеке, его интересы. Необходимым условием является наличие в описании круга вопросов, за которые данный спикер несет ответственность.
Для олимпиады по ТМОИ пресс-портреты должны быть предоставлены другим командам до проведения пресс-конференции.
Пресс-справка – это краткая характеристика организации. В пресс-справке приводятся количественные и качественные характеристики организации.
Для олимпиады по ТМОИ пресс-справка предоставляется о команде с обязательным указанием роли каждого участника команды в пресс-конференции. Например, Черных Роман – первый спикер, Черных Валерий – второй спикер, Литовченко Сергей – технический специалист, Карташова Александра – ответственная за пресс-кит, Струнина Людмила – пресс-секретарь.
Брендинг на пресс-конференции – это представление бренда компании, фирмы, организации, которая проводит пресс-конференцию, в виде стены с логотипами, выставок, бэджей, флажков и др.
Профессиональный брендинг - это многоструктурный, обоснованный, выверенный и контролируемый комплекс по созданию товарной марки, разработке дизайна упаковки, рекламной аргументации, проведению акций по стимулированию сбыта, то есть использование всего арсенала маркетинговых средств коммуникативного воздействия на потребителя.
Бренды — это образные представления, сохранённые в памяти заинтересованных групп, которые выполняют функции идентификации и дифференциации и определяют поведение потребителей при выборе продуктов и услуг.
Франц-Рудольф Эш, профессор кафедры маркетинга университета г. Гиссен, Германия, директор Института исследования брендов и коммуникаций (Institut für Marken- und Kommunikationsforschung), Германия
Для олимпиады по ТМОИ под брендингом будем понимать выставочный материал (можно оформить как стенд, оформление ширмы, передвижной композиции, стендовый выставочный материал и т.д.) по представляемой командой теме. Выставка будет оцениваться отдельно и по результатам работы будут выдаваться сертификаты участников выставок научных работ выставочным материалам, и выделяться лауреаты и победители.
Конкурс 3. Задачный тур. В данном конкурсе изначально принимают участие 3 человека, после окончания теоретического тура к команде присоединяются остальные участники. Задания конкурса подразделяются на несколько типов:
- решение школьных задач;
- решение творческих и методических задач;
- задания на определение персоналий по информатике, технических устройств в области информатики, авторов учебников по информатике.
Конкурс 4. Методический тур «Мы не умеем думать стандартно!». Разработка конспекта и методического сопровождения урока предлагается участникам олимпиады в качестве домашнего задания. Команды избирают «учителя», презентующего свой урок (он должен провести урок информатики по своей теме для противоположной команды); «методиста», который должен выявить (по ходу проведения занятия) и презентовать (после проведения занятия) недочеты урока другой команды. Уроки будут проходить в разных аудиториях. Схема прилагается (рис.1).
Рис.1. Схема проведения методического тура
Жюри:
Председатель жюри, руководитель олимпиады: к.п.н., доцент Устинова Н.Н. (ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»).
Члены жюри: к.п.н., доцент Леонова Елена Анатольевна (ЧГПУ), Козловских Марина Евгеньевна (ШГПИ), к.п.н., доцент Савельева Людмила Александровна (МаГУ), к.п.н., доцент Мащенко Мая Владимировна (НГСПА), Гребнева Дарья
ВИЗИТКА
Критерии оценки: За конкурс максимальное количество 10 баллов. Дополнительно: за артистизм + 2 балла, за специфику информатики + 5 баллов, за патриотизм + 1 балл, за использование ИКТ + 2 балла. Максимально: 20 баллов.
Сводная таблица
Вуз | Сумма баллов | Средний баллы | место |
МаГУ | 93 | 13,3 | 3 |
НГСПА | 99 | 14,1 | 2 |
ЧГПУ | 77 | 11,0 | 5 |
УрГПУ | 83 | 11,9 | 4 |
ШГПИ 1 | 115 | 16,4 | 1 |
ШГПИ 2 | 73 | 10,4 | 6 |
Номинации:
- «Патриот города», МаГУ;
- «Лучшая визитная карточка», ШГПИ-1;
- «Патриот вуза», НТГСПА;
- «За оригинальный видеосюжет визитной карточки», УрГПУ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
В теоретическом туре приняли участие все члены команды. Тур проходил в виде пресс конференции. Темы, выбранные командами:
- Использование метода проектов в процессе обучения информатике – Магнитогорск, МАГУ.
- Использование активных методов обучения информатике – Шадринск, ШГПИ - 1.
- Рефлексия в системе обучения информатике - Н.Тагил, НТГСПА
- Единый государственный экзамен по информатике как основная форма итогового контроля. - Челябинск
- Роль информатики в профессиональном самоопределении школьников - Екатеринбург, УРПУ (факультет информатики)
- Имидж учителя информатики - Шадринск, ШГПИ - 2.
Тур проходил в аудитории 227 сектора А.
В каждой команде были выбраны спикеры, журналисты и технический персонал.
В пресс конференции оценивались:
- Работа спикеров.
- Работа журналистов.
- Пресс кит (пресс релиз, бекграундер, пресс портреты, брендинг).
Результаты тура представлены в таблицах.
Таблица 1.
Вуз | Пресс кит | Спикеры | Журналисты | бекграундер | ||||
Рез. | Место | Рез. | Место | Рез. | Место | Рез. | Место | |
МаГУ | 183,0 | 4 | 84,5 | 5 | 58,0 | 6 | 5,0 | 1 |
НГСПА | 206,0 | 1 | 114,0 | 1 | 67,0 | 5 | 5,0 | 1 |
ЧГПУ | 185,0 | 3 | 88,0 | 3 | 74,0 | 2 | 5,0 | 1 |
УрГПУ | 153,0 | 6 | 70,5 | 6 | 73,0 | 3 | 3,0 | 6 |
ШГПИ 1 | 190,0 | 2 | 104,5 | 2 | 79,0 | 1 | 5,0 | 1 |
ШГПИ 2 | 164,0 | 5 | 85,0 | 4 | 72,0 | 4 | 4,0 | 5 |
Таблица 2.
Вуз | брендинг | пресс-портреты | штраф | Общее | ||||
Рез. | Место | Рез. | Место | Рез. | Ср. б | Рез. | Место | |
МаГУ | 67,0 | 5 | 3,0 | 1 | 3,0 | 51,4 | 308,5 | 5 |
НГСПА | 87,0 | 1 | 3,0 | 1 | 3,0 | 61,7 | 370 | 2 |
ЧГПУ | 75,0 | 2 | 3,0 | 1 | 0,0 | 57,8 | 347 | 3 |
УрГПУ | 68,0 | 4 | 3,0 | 1 | 3,0 | 47,4 | 284,5 | 6 |
ШГПИ 1 | 74,0 | 3 | 3,0 | 1 | 3,0 | 62,1 | 372,5 | 1 |
ШГПИ 2 | 62,0 | 6 | 3,0 | 1 | 0,0 | 53,5 | 321 | 4 |
Номинации:
- «За умение организовать дискуссию», Деулина Ольга Владимировна, ШГПИ;
- «За грамотность и аргументированность представления теоретического материала», Литовченко Сергей Николаевич, Черных Роман Михайлович ШГПИ-1;
- «За способность организовать и принять участие в дискуссии», Черных Валерий Михайлович, ШГПИ-1;
- «За проведенное статистическое исследование», Смоловская Анна Сергеевна, Бакеева Мария Александровна, ЧГПУ;
- «За максимальное количество заданных вопросов на пресс-конференции», Ситникова Алена Вадимовна, УрГПУ;
- «За информативность выступления», Долженко Ирина Сергеевна, МаГУ;
- «За логичность изложения теоретического материала на пресс-конференции», Арбузов Сергей Сергеевич, УрГПУ;
- «За аргументированность ответов на вопросы журналистов», Янкина Наталья Александровна, НТГСПА;
- «За лучший пресс-портрет», МаГУ;
- «За эргономичность представления материала в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», МаГУ;
- «За оригинальность отражения темы в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», ШГПИ-1;
- «ЗА ПЕРВОЕ МЕСТО в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», НТГСПА;
- «ЗА ВТОРОЕ МЕСТО в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», ЧГПУ;
- «ЗА ТРЕТЬЕ МЕСТО в выставке научных работ по теории и методике обучения информатике», ШГПИ-1.
Задачный тур
В задачном туре предлагалось командам решить большое количество разнообразных задач, которые были ранжированы по баллам. Результаты тура представлены в таблице.
ВУЗ | Ч. 1 | Ч. 2 | Ч. 3 | Ч. 4 | Ч. 5 | Ч. 6 | Ср. б. | Сум. | место |
МаГУ | 1 | 45 | 2 | 1,6 | 21 | 9 | 13,3 | 79,6 | 5 |
НГСПА | 4 | 75 | 2 | 2,5 | 26 | 6 | 19,3 | 115,5 | 2 |
ЧГПУ | 6 | 84 | 4 | 4,1 | 7 | 27 | 22,0 | 132,1 | 1 |
УрГПУ | 3 | 33 | 1,5 | 4,2 | 13 | 19 | 12,3 | 73,7 | 6 |
ШГПИ 1 | 1 | 61 | 46 | 7 | 28,8 | 115 | 3 | ||
ШГПИ 2 | 2 | 77 | 4 | 4 | 13 | 3 | 17,2 | 103 | 4 |
Номинации:
- «За знание ученых», Логачев Андрей Владимирович, ЧГПУ;
- «За лучшее решение учебных задач», Божков Евгений Владимирович ЧГПУ.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР
В методическом туре команды разделились на 2 группы: «учитель» + «ученик» и «методист» + 2 «ученика». В задачу первой группы входило проведение урока (урок в нестандартной форме, домашнее задание). Вторая группа должна была дать анализ урока соперника. Команды разделились следующим образом:
«Учитель» + «ученик» | «Методист» + 2 «ученика» | Представители жюри | Аудитория |
ЧГПУ | УрГПУ | К.п.н., доцент Устинова Н.Н. Ст. преп. Жданова Л.В. | 205 Б |
НТГСПА | ШГПИ-2 | К.п.н., доцент Савельева Л.А. Ст. преп. Бологова О.А. | 105 В |
УрГПУ | ЧГПУ | К.п.н., доцент Телеева Е.В. Ст. преп. Козловских М.Е. | 107 В |
ШГПИ-1 | МаГУ | К.п.н., доцент Леоноева Е.А. Ассистент Осокина Е.В. | 235 А |
ШГПИ-2 | НТГСПА | К.п.н., доцент Парфенов С.Ю. Ассистент Гребнева Д.А. | 102 В |
МаГУ | ШГПИ-1 | К.п.н., доцент Мащенко М.В. Ассистент Белоногова Ю.С. | 143 В |
Критерии оценивания работы учителя:
- Умение организовать аудиторию – 2 балла.
- Грамотная речь – 2 балла.
- Знание фактического материала – 2 балла.
- Умение аргументировать выбор методов, приемов, средств, форм обучения - 3 балла.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов – 3 балла.
- Артистизм – 1 балл.
Критерии оценивания работы методиста
- Умение грамотно задавать вопросы – 2 балла.
- Умение вести диалог с учителем – 2 балла.
- Знание особенностей преподавания данной темы – 2 балла.
- Умение аргументировать выбор методов обучения – 4 балла.
Критерии оценивания работы учеников
- Знание фактического материала – 2 балла.
- Умение включаться в образовательный процесс – 3 балла.
Критерии оценивания конспекта
- Структура оформления – 2 балла.
- Четкость постановки целей и задач – 3 балла.
- Определение требований к знаниям и умениям учащихся – 3 балла.
- Использование нестандартной формы занятий – 2 балла.
- Соответствие содержания основным дидактическим принципам и поставленным целям – 3 балла.
Результаты тура представлены в таблице:
Вуз | Учитель | Методист | Учащиеся | конспект | Итого | Место |
МаГУ | 2,75 | 9 | 4,25 | 3,6 | 19,6 | 6 |
НГСПА | 10 | 9,25 | 2,25 | 10,75 | 32,25 | 2 |
ЧГПУ | 10,5 | 4,5 | 3,25 | 12 | 30,25 | 4 |
УрГПУ | 6,75 | 0 | 5 | 9 | 20,75 | 5 |
ШГПИ 1 | 13,5 | 7,5 | 5 | 12 | 38 | 1 |
ШГПИ 2 | 8,75 | 8 | 5 | 9,25 | 31 | 3 |
Номинации:
- «За грамотную работу методиста», Пензина Наталья Игоревна, МаГУ;
- «За знание особенностей преподавания предложенной темы», Одинцева Юлия Николаевна, НТГСПА;
- «За первый в жизни урок», Зырянов Евгений Павлович, ШГПИ-2;
- «Умелая организация аудитории», Романова Татьяна Владимировна, ЧГПУ;
- «Лучший методист», Карташева Дарья Михайловна, НТГСПА;
- «Лучший учитель», Карташову Александру Игоревну, ШГПИ-1
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Команда | Виз. | Мес-то | Теор тур | место | Задач. тур | Мес-то | Мет. тур | место | ср балл | сумма | место |
МаГУ | 13,3 | 3 | 308,5 | 5 | 79,6 | 5 | 19,6 | 6 | 105,2 | 421,0 | 5 |
НГСПА | 14,1 | 2 | 370 | 2 | 115,5 | 2 | 32,25 | 2 | 133,0 | 532,0 | 2 |
ЧГПУ | 11,0 | 5 | 347 | 3 | 132,1 | 1 | 30,25 | 4 | 130,1 | 520,0 | 3 |
УрГПУ | 11,9 | 4 | 284,5 | 6 | 73,7 | 6 | 20,75 | 5 | 97,7 | 391,0 | 6 |
ШГПИ 1 | 16,4 | 1 | 372,5 | 1 | 115 | 3 | 38 | 1 | 135,5 | 542,0 | 1 |
ШГПИ 2 | 10,4 | 6 | 321 | 4 | 103 | 4 | 31 | 3 | 116,4 | 465,0 | 4 |
Руководитель олимпиады по ТМОИ к.п.н, доцент | Н.Н. Устинова |
Председатель орг. комитета Студенческого форума к.п.н., доцент | И.Н. Слинкина |