- Институт информационных технологий, точных и естественных наук
- Направления подготовки
- Дирекция
- Кафедра программирования и автоматизации бизнес-процессов
- Кафедра физико-математического и информационно-технологического образования
- Кафедра биологии и географии с методикой преподавания
- Кафедра профессионально-технологического образования
Задать вопрос - Расписание
- Расписание промежуточной аттестации
Вернуться - На главную
ОТЧЕТ
о проведении олимпиады по теории и методики обучения информатике
Организаторы олимпиады
ФГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", факультет информатики, кафедра теории и методики обучения информатике. Председатель организационного комитета - декан факультета информатики, к.п.н., доцент Слинкина И.Н. Руководитель олимпиады - к.п.н., доцент, заведующая кафедрой теории и методики обучения информатике Устинова Н.Н.
Участники олимпиады:
В олимпиаде по теории и методике обучения информатике участвовало 11 команд по 5 человек из следующих вузов:
- ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", факультет информатики;
- ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", физико-математический факультет;
- ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет", физический факультет;
- ГОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет";
- ГОУ ВПО "Тобольский государственный педагогический институт";
- ГОУ ВПО "Курганский государственный университет";
- ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет";
- ГОУ ВПО "Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия";
- ГОУ ВПО "Набережночелнинский государственный педагогический институт";
- ГОУ ВПО "Елабужский государственный педагогический университет";
- ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет".
Формы проведения олимпиады:
Конкурс 1. Визитка. Тема визитки "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!". Конкурс "Визитка" проводится в КВНовской форме. Тема и время визитки регламентированы, форма представления команд и количество выступающих могут быть выбраны произвольно (выступление, показ видеоматериалов, презентаций и пр.).
Конкурс 2. Теоретический тур. В теоретическом туре участвуют 2 человека. Данный конкурс проводится параллельно с задачным туром. Для выявления знаний по теории и методике информатики студентам дается тестовое задание. Время на выполнение задания регламентировано: 30 минут. После завершения данного конкурса, участники могут присоединиться к команде для выполнения упражнений задачного тура.
Конкурс 3. Задачный тур. В данном конкурсе изначально принимают участие 3 человека, после окончания теоретического тура к команде присоединяются остальные участники. Задания конкурса подразделяются на несколько типов:
- решение и методический анализ школьных задач (упражнения по теоретическим основам информатике и алгоритмизации - чертежник, черепаха, робот);
- школьные олимпиадные задания по информационным технологиям;
- занимательные задачи;
- методические задания - формулировки заданий по готовым результатам, разработка заданий для закрепления материала для разных возрастных групп (программа, учебник, тема, характеристика класса, возраст определяет жребий);
- методизмы - выявление методических опечаток в рабочих тетрадях по информатике.)
Конкурс 4. Методический тур "Мы не умеем думать стандартно!". Разработка конспекта и методического сопровождения урока предлагается участникам олимпиады в качестве домашнего задания. Команды избирают "учителя", презентующего свой урок (он должен провести урок информатики по своей теме для противоположной команды); "методиста", который должен выявить (по ходу проведения занятия) и презентовать (после проведения занятия) недочеты урока другой команды. Уроки будут проходить в разных аудиториях. Схема прилагается
Конкурс 5. Дебаты
Дискуссия на тему: "Информатика в начальной школе. За и против"Порядок проведения дебатов
Задача команд в дебатах - склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая, контраргументы на высказывания противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: "Государство должно заботиться о своих бедных"; то одна команда будет доказывать непосредственно этот тезис, а вторая - антитезис: "Государство не должно заботиться о своих бедных".
В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 - третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 - первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям; что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определенную роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.
Эти ограничения - отражены в регламенте игры.
Регламент игры
Спикер | Время выступления | Комментарии |
У1 | 6 мин | Речь первого спикера утверждающей команды (У1) |
О3 к У1 | 3 мин | Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1) |
О1 | 6 мин | Речь первого спикера отрицающей команды (О1) |
У3 к О1 | 3 мин | Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) |
У2 | 5 мин | Речь второго спикера утверждающей команды (У2) |
О1 к У2 | 3 мин | Первый спикер отрицающей команды задает вопрос второму спикеру утверждающей команды (У2) |
О2 | 5 мин | Речь второго спикера отрицающей команды (О2) |
У1 к О2 | 3 мин | Первый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) |
У3 | 5 мин | Речь третьего спикера утверждающей команды (У3) |
О3 | 5 мин | Речь третьего спикера отрицающей команды (О3) |
Жюри:
Председатель жюри, руководитель олимпиады: к.п.н., доцент Устинова Н.Н. (ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт").
Члены жюри: Леонова Елена Анатольевна, к.п.н., доцент (ЧГПУ), Козловских Марина Евгеньевна (ШГПИ), Хузязанова Эльвира Зуфаровна (ЕГПУ), Маузитова Гамира Гарифовна (НГПИ), Стародубова Татьяна Анатольевна (ВГГУ), Оленькова Маргарита Николаевна (ТГПИ), Савельева Людмила Александровна (МаГУ), Мащенко Мая Владимировна (НГСПА), Томилова Елена Николаевна (КГУ), Александрова Надежда Владимировна (НГСПА)
ВИЗИТКА
На конкурсе визитка команды выступали в следующей последовательности: ЕГПУ, КГУ, ТГПИ, НГПИ, НГСПА, ШГПИ (ФМФ), ЧГПУ, ВГГУ, МаГУ, УрГПУ, ШГПИ (инф).
Критерии оценки: За конкурс максимальное количество 10 баллов. Дополнительно: за артистизм + 2 балла, за специфику информатики + 5 баллов, за патриотизм + 1 балл, за использование ИКТ + 2 балла. Максимально: 20 баллов.
Сводная таблица
Вуз | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итог | место |
КГУ | 16 | 13 | 15 | 9 | 15 | 13 | 16 | 11 | 12 | 12 | 15 | 147 | 8 |
МаГУ | 11 | 14 | 19 | 13 | 16 | 14 | 15 | 11 | 14 | 12 | 16 | 155 | 7 |
НГСПА | 19 | 16 | 17 | 15 | 16 | 20 | 16 | 12 | 20 | 17 | 16 | 184 | 1 |
НГПИ | 10 | 13 | 20 | 12 | 16 | 15 | 17 | 13 | 16 | 13 | 17 | 162 | 5 |
ЕГПУ | 13 | 12 | 18 | 10 | 14 | 20 | 14 | 14 | 16 | 14 | 16 | 161 | 6 |
ВГГУ | 8 | 11 | 10 | 4 | 12 | 12 | 10 | 18 | 9 | 9 | 12 | 115 | 10 |
ЧГПУ | 18 | 19 | 11 | 9 | 15 | 19 | 20 | 13 | 18 | 19 | 15 | 176 | 3 |
УрГПУ | 12 | 12 | 10 | 10 | 12 | 12 | 12 | 8 | 11 | 11 | 15 | 125 | 9 |
ШГПИ (инф) | 18 | 16 | 16 | 12 | 15 | 19 | 18 | 15 | 17 | 15 | 16 | 177 | 2 |
ШГПИ (фмф) | 16 | 17 | 19 | 10 | 14 | 14 | 16 | 16 | 16 | 13 | 16 | 167 | 4 |
ТГПИ | 9 | 12 | 11 | 6 | 13 | 13 | 13 | 7 | 7 | 8 | 15 | 114 | 11 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
В теоретическом туре приняли участие по 2 человека от каждой команды. Компьютерный тест проходил в аудитории 235 сектора А. Результаты тура представлены в таблице.
Вуз | 1 участник | Рез-т | 2 участник | Рез-т | Ср. балл | Место |
КГУ | Долбищенкова О.Н. | 50 | Суркова М.А. | 35,56 | 42,78 | 8 |
МаГУ | Марчук О.В. | 43,33 | Терещенкова Ю.В. | 50 | 46,67 | 7 |
НГСПА | Гребнева Д.М. | 48,89 | Коваленко М.В. | 52,22 | 50,56 | 5 |
НГПИ | Истрашкина Т.Н. | 47,78 | Салмина Ю.И. | 47,78 | 47,78 | 6 |
ЕГПУ | Исрафилова А.А. | 54,44 | Пехов Д.А. | 55,56 | 55 | 3 |
ВГГУ | Зубарева Н.С. | 33,33 | Хомякова Д.А. | 47,78 | 40,56 | 10 |
ЧГПУ | Сопельцова О.И. | 58,89 | Ермилова Е.С. | 60 | 59,45 | 2 |
УрГПУ | Койнова Е.В. | 41,11 | Чубукина Е.В. | 43,33 | 42,22 | 9 |
ШГПИ (инф) | Белькова Е.М. | 71,11 | Маткина Т.А. | 67,78 | 69,45 | 1 |
ШГПИ (фмф) | Кулиш Д.И. | 46,67 | Колоскова И.С. | 55,56 | 51,12 | 4 |
ТГПИ | Кытманова Т.Ю. | 34,44 | Менделеева М.В. | 42,22 | 38,33 | 11 |
Задачный тур
В задачном туре предлагалось командам решить большое количество разнообразных задач, которые были ранжированы по баллам. Результаты тура представлены в таблице.
Вуз | ТОИ | Методические задачи | Задачи по ИТ | Алгоритмические задачи | Разработка задач | Методизмы | Итого | Место |
КГУ | 6,5 | 10 | 16.5 | 9 | ||||
МаГУ | 2,5 | 4 | 1 | 1 | 8,5 | 11 | ||
НГСПА | 5 | 29 | 34 | 68 | 4 | |||
НГПИ | 5,5 | 7 | 1 | 13,5 | 10 | |||
ЕГПУ | 5 | 9 | 1 | 13 | 11 | 39 | 7 | |
ВГГУ | 3,5 | 10 | 11 | 177 | 201,5 | 1 | ||
ЧГПУ | 3 | 36 | 4 | 51 | 94 | 2 | ||
УрГПУ | 2 | 24 | 22 | 48 | 6 | |||
ШГПИ (инф) | 4 | 6 | 7 | 3.5 | 49 | 69,5 | 3 | |
ШГПИ (фмф) | 24 | 12 | 26 | 62 | 5 | |||
ТГПИ | 2 | 12 | 6 | 13 | 39 | 7 |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР
В методическом туре команды разделились на 2 группы: "учитель" + "ученик" и "методист" + 2 "ученика". В задачу первой группы входило проведение урока (урок в нестандартной форме, домашнее задание). Вторая группа должна была дать анализ урока соперника. Команды разделились следующим образом:
"Учитель" + "ученик" | "Методист" + 2 "ученика" | Представитель жюри | Аудитория |
ШГПИ (ФМФ) | НГПИ | Хузязянова Э.З. (ЕГПУ) | 144 А. |
ШГПИ (инф) | УрГПУ | Леонова Е.А. (ЧГПУ) | 113 В |
НГПИ | ШГПи (ФМФ) | Стародубова Т.А. (ВГГУ) | 135 А |
УрГПУ | ТГПИ | Савельева Л.А. (МаГУ) | 137 А |
КГУ | ЕГПУ | Устинова Н.Н. | 222 А |
МаГУ | ШГПИ (инф) | Маузитова Г.Г. (НГПИ) | 235 А |
ЧГПУ | МаГУ | Мащенко М.В. (НГСПА) | 120 В |
ЕГПУ | НГСПА | Оленькова М.Н. (ТГПИ) | 121 В |
НГСПА | ВГГУ | Козловских М.Е. (ШГПИ) | 312 В |
ТГПИ | КГУ | Александрова Н.В. (НГСПА) | 237 А |
ВГГУ | ЧГПУ | Томилина Е.Н. (КГУ) | 105 В |
Критерии оценивания работы учителя:
1. Умение организовать аудиторию - 2 балла.
2. Грамотная речь - 2 балла.
3. Знание фактического материала - 2 балла.
4. Умение аргументировать выбор методов, приемов, средств, форм обучения - 3 балла.
5. Умение отвечать на вопросы оппонентов - 3 балла.
6. Артистизм - 1 балл.
Критерии оценивания работы методиста
1. Умение грамотно задавать вопросы - 2 балла.
2. Умение вести диалог с учителем - 2 балла.
3. Знание особенностей преподавания данной темы - 2 балла.
4. Умение аргументировать выбор методов обучения - 4 балла.
Критерии оценивания работы учеников
1. Знание фактического материала - 2 балла.
2. Умение включаться в образовательный процесс - 3 балла.
Критерии оценивания конспекта
1. Структура оформления - 2 балла.
2. Четкость постановки целей и задач - 3 балла.
3. Определение требований к знаниям и умениям учащихся - 3 балла.
4. Использование нестандартной формы занятий - 2 балла.
5. Соответствие содержания основным дидактическим принципам и поставленным целям - 3 балла.
Результаты тура представлены в таблице:
Вуз | "Учитель" + "ученик" | "Методист" + 2 "ученика" | Итого | Место |
КГУ | 18.5 | 11 | 29.5 | 9 |
МаГУ | 3 | 12 | 15 | 11 |
НГСПА | 22 | 9 | 31 | 7 |
НГПИ | 22 | 11 | 33 | 5 |
ЕГПУ | 19 | 14 | 33 | 5 |
ВГГУ | 26 | 10 | 36 | 2 |
ЧГПУ | 22 | 13 | 35 | 3 |
УрГПУ | 8 | 8 | 16 | 10 |
ШГПИ (инф) | 27 | 12 | 39 | 1 |
ШГПИ (фмф) | 20 | 11 | 31 | 7 |
ТГПИ | 26 | 8 | 34 | 4 |
ДЕБАТЫ
На дебатах команды выступали в следующих комбинациях:
1 команда | 2 команда | Представители жюри | Аудитория |
ШГПИ (ФМФ) | НГПИ | Мащенко М.В. (НГСПА) Стародубова Т.А. (ВГГУ) | 112 В |
ЕГПУ | УрГПУ | Устинова Н.Н. (ШГПИ) Томилина Е.Н. (КГУ) | 121 В |
НГСПА | ТГПИ | Маузитова Г.Г. (НГПИ) | 113 В |
КГУ | ВГГУ | Хузязянова Э.З. (ЕГПУ) Савельева Л.А. (МаГУ) | 120 В |
МаГУ | ЧГПУ | Александрова Н.В. (НГСПА) Оленькова М.Н. (ТГПИ) | 105 В |
ШГПИ (инф) | НГСПА | Маузитова Г.Г. (НГПИ) Томилина Е.Н. (КГУ) | 105 В |
Критерии оценивания дебатов
Поощрения:
1. Логичность построения высказывания - 5 баллов. 2. Последовательность изложения аргументов за и против - 5 баллов. 3. Грамотность и аргументированность вопросов и ответов - 3 балла 4. Умение корректно задавать вопросы - 4 балла. 5. Соответствие задаваемых вопросов заявленной теме - 1 балл за вопрос (не более 6 вопросов). 6. Культура речи выступающих - 2 балла. 7. Информативность выступления участников - 5 баллов. 8. Научность выступления - 5 балловНаказания:
1. Несоблюдение дисциплины - 3 балла. 2. Проявление неуважения к соперникам - 5 баллов. 3. Несоблюдение временных ограничений -3 балла.Результаты конкурса представлены в таблице:
Дебаты | Судьи | ||||
Команда | 1 | 2 | 3 | Итого | Ранг |
КГУ | 21 | 20 | 20.5 | 7 | |
МаГУ | 18.5 | 19 | 18.75 | 8 | |
НТГСПА | 33 | 30 | 28 | 30.33333 | 1 |
НЧГПИ | 13 | 15 | 14 | 11 | |
ЕГПУ | 21 | 26 | 23.5 | 5 | |
ВГГУ | 28 | 29 | 28.5 | 3 | |
ЧелГПУ | 27 | 25 | 26 | 4 | |
Ур ГПУ | 16 | 13 | 14.5 | 10 | |
ШГПИ (инф) | 31 | 29 | 30 | 2 | |
ШГПИ (фмф) | 14 | 17 | 15.5 | 9 | |
ТГПИ | 23 | 23 | 6 |
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Команда | Визитка | Место | Теоретич | Место | Задачный | Место | Методич | Место | Дебаты | Место | Итого | Итого ранг | место |
КГУ | 147 | 8 | 85,56 | 8 | 16,5 | 9 | 29,5 | 9 | 20,5 | 7 | 299,06 | 41 | 9 |
МаГУ | 155 | 7 | 93,33 | 7 | 8,5 | 11 | 15 | 11 | 18,75 | 8 | 290,58 | 44 | 10 |
НГСПА | 184 | 1 | 101,11 | 5 | 68 | 4 | 31 | 7 | 30,3333 | 1 | 414,443 | 18 | 3 |
НЧГПИ | 162 | 5 | 95,56 | 6 | 15,5 | 10 | 33 | 5 | 14 | 11 | 320,06 | 37 | 7 |
ЕГПУ | 161 | 6 | 110 | 3 | 39 | 7 | 33 | 5 | 23,5 | 5 | 366,5 | 26 | 4 |
ВГГУ | 115 | 10 | 81,11 | 10 | 201,5 | 1 | 36 | 2 | 28,5 | 3 | 462,11 | 26 | 4 |
ЧелГПУ | 176 | 3 | 118,89 | 2 | 94 | 2 | 35 | 3 | 26 | 4 | 449,89 | 14 | 2 |
УрГПУ | 125 | 9 | 84,44 | 9 | 48 | 6 | 16 | 10 | 14,5 | 10 | 287,94 | 44 | 10 |
ШГПИ (инф) | 177 | 2 | 138,89 | 1 | 69,5 | 3 | 39 | 1 | 30 | 2 | 454,39 | 9 | 1 |
ШГПИ (фмф) | 167 | 4 | 102,23 | 4 | 62 | 5 | 31 | 7 | 15,5 | 9 | 377,73 | 29 | 6 |
ТГПИ | 114 | 11 | 76,66 | 11 | 39 | 7 | 34 | 4 | 23 | 6 | 286,66 | 39 | 8 |