- Главная
- Шадринский государственный педагогический университет
- Внедрение новой модели высшего образования обсудили на ученом совете ШГПУ
Внедрение новой модели высшего образования обсудили на ученом совете ШГПУ
Ректор Шадринского педуниверситета рассказал участникам ученого совета о новой модели высшего образования – основных принципах ее работы и новых подходах к подготовке кадров под существующие и будущие потребности экономики региона.
Масштабная работа по переходу на новую модель высшего образования проводится в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. В 2023 году глава государства в послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в высшей школе назрели существенные изменения и обусловлены они тем, что есть новые требования к специалистам в экономике и социальных отраслях. При этом на принципиальном уровне было обозначено, что нужно взять все лучшее, что было в советской системе образования и в опыте последних десятилетий.
С этой целью в том же году стартовал пилотный проект, направленный на отработку ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему высшего образования.
Глава Минобрнауки в своем обращении к собравшимся подчеркнул, что новая модель это не революционный, а эволюционный шаг.
«Успешность перехода на новую модель высшего образования зависит прежде всего от вас, от каждого преподавателя и сотрудника университета. Именно поэтому так важно четко определиться с целеполаганием. Сделать это таким образом, чтобы его одинаково понимали все - от руководства министерства до преподавателя кафедры. Преобразования не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования. Они должны носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ, материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования», - сказал министр.
Валерий Фальков добавил, что в конечном итоге все изменения внутри системы должны вести к повышению качества образования, к тому, чтобы российские университеты готовили специалистов более четко как под текущие задачи, так и под перспективные потребности рынка труда.
Артур Дзиов, ректор ШГПУ, прокомментировал предстоящие изменения в системе высшего образования, подчеркнув их стратегическую значимость для развития отечественной науки и экономики.
«Мы стоим на пороге серьёзной трансформации высшей школы, которая призвана сделать образование более практико‑ориентированным, гибким и отвечающим запросам времени. Ключевое новшество — введение единого уровня высшего образования. Это позволит выстроить целостную систему подготовки специалистов, исключив избыточные промежуточные этапы и обеспечив непрерывность образовательного процесса.
Важнейший аспект — дифференцированный подход к срокам обучения. Для таких критически важных направлений, как инженерное дело, медицина и педагогика, мы сохраняем 5‑летний срок, гарантирующий фундаментальную подготовку. Для отраслей сервиса и туризма внедряем 4‑летние программы, а для наукоёмких специальностей предусматриваем 6‑летнее обучение. Такой подход обеспечит оптимальное соотношение глубины знаний и практической готовности выпускников.
Обновление государственных образовательных стандартов на базе единого ядра — социогуманитарного и фундаментального — станет фундаментом новой модели. При этом мы делаем решительный акцент на увеличении практической составляющей и гибкости программ. На старших курсах студенты смогут адаптировать обучение под конкретные запросы рынка труда, потребности работодателей и собственные профессиональные интересы.
Особого внимания заслуживает укрепление связей с системой среднего профессионального образования. Это создаст бесшовный образовательный маршрут и откроет новые возможности для профессионального роста.
Ключевым механизмом синхронизации образования и рынка труда станет участие работодателей в федеральных учебно‑методических объединениях — их доля должна составлять не менее 50 %. Это позволит напрямую транслировать ожидания индустрии в образовательный процесс.
Сосредоточение магистратуры в вузах и научных институтах с развитой инфраструктурой обеспечит высокий уровень исследовательской и прикладной подготовки. А новый перечень специальностей, разрабатываемый совместно с Минобрнауки и бизнес‑сообществом, позволит оперативно реагировать на технологические и экономические вызовы.
Убеждён, что эти изменения выведут российское высшее образование на качественно новый уровень, сделав его более релевантным, эффективным и конкурентоспособным», — сказал он.















