Разговор без галстука
Артур Дзиов: «Счастлив, что всё так сложилось»

Люди, которые всегда на виду, обычно знакомы нам только лишь с одной стороны – той, с которой они позволяют себя увидеть. Однако за строгими костюмами и галстуками скрываются очень интересные личности: у кого-то есть необычное хобби, кто-то прожил такую судьбу, сюжету которой может позавидовать голливудский блокбастер, а кто-то мечтает всё бросить и уехать «…в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов». Ректор Шадринского государственного педагогического университета Артур Русланович Дзиов пообщался с нами в неформальной обстановке и рассказал о том, какова его жизнь за пределами вуза.

– Артур Русланович, давайте поговорим о детстве. В какой среде вы росли, в какой семье?
– Детство моё было самым обычным, советским. Я родился в Новосибирске в простой семье, учился в школе и мало чем отличался от других мальчишек, разве что больше любил читать. Воспитывали меня мама и папа, который был офицером и по происхождению осетином. Я благодарен родителям, что даже после их развода у меня сохранились тёплые отношения с родственниками с обеих сторон и я никогда не был обделён вниманием.

– О какой профессии вы мечтали, будучи ребёнком?
– Ну точно не стать космонавтом – это какой-то миф, что мальчики поколения 1960-х годов хотели полететь в космос. (Смеётся.) Вообще, мыслей о какой-то конкретной специальности не было, но был точно уверен, что надо получать высшее образование. В юности кажется, что перед тобой открыты все дороги, на твоём пути не будет препятствий, никто не будет диктовать, как тебе жить и кем быть. Надо отдать должное – в выборе профессии родители на меня не давили, поэтому я сам выбрал вуз, поступил в Новосибирский государственный университет и стал филологом.

– Если вы сразу нацелились на высшее образование, то можно ли сказать о том, что у вас были определённые амбиции?
– Были и амбиции, и где-то юношеский максимализм, но в глобальном смысле мне всегда хотелось кем-то быть и реализоваться. Честно скажу: я всегда с большим непониманием отношусь к людям, которые с гордостью говорят о том, что они на работе просто убивают время и ни к чему не стремятся, для них главное – чтобы их не трогали. Очень пугает, что так вся жизнь и пройдет. В чём тогда смысл такого существования?

– С какими эмоциями вы вспоминаете годы учёбы?
– У меня только самые тёплые воспоминания. Несмотря на то что я не был активистом, студенческая жизнь была насыщена событиями, мне нравилось узнавать что-то новое. Могу смело сказать, что своей альма-матер я многим обязан, вуз меня сформировал и заложил важные вещи.

– После большого города не грустно было ехать в провинцию?
– Когда меня пригласили на работу в ШГПИ в 1989 году, я с интересом принял предложение, хоть и понимал, что жить придётся в небольшом городке. Сначала было очень непривычно – ритм жизни в Новосибирске был совсем другим. Но меня так тепло принял коллектив, старшие коллеги помогали осваиваться, что я вскоре почувствовал прелесть Шадринска. И в целом я очень благодарен тому, что город оказался очень щедрым на возможности.

– Вы прошли путь от преподавателя до ректора. Вы ставили перед собой такие карьерные цели?
– Нет, я просто делал то, что мне интересно. Вместе с вузом мы переживали всякие времена: в 1990-е учебному заведению просто надо было выстоять и не закрыться, потому что тогда случились серьёзные пертурбации в системе образования. В пандемию ковида пришлось всем подстраиваться под новые для нас условия работы. Занятия были дистанционными, пару лет вуз был почти пустой – это очень тягостное чувство, когда в коридорах пусто. Когда началась СВО, мы опять же приняли это и отнеслись со всем патриотизмом – на базе ШГПУ работает центр, где собирают гумпомощь, делают окопные свечи и плетут масксети. Одним словом, просто не было никогда, но благодаря коллективу всегда получается найти нужный выход из ситуации.

– Ваша команда – какая она?
– Я всегда говорю, что богатство вуза – это люди, а они у нас замечательные. Коллектив слаженный и очень самоотверженный, в определённые моменты готовый на сверхусилия. Я благодарен коллегам за их труд, за то, что у нас царит по-настоящему товарищеская атмосфера.

– Каждая новая ступень в карьере – это был своего рода вызов?
– Да, вызов в хорошем смысле. Поскольку в нашей системе должности выборные, то каждое назначение – это доверие людей. Я понимал, что на мне лежит большая ответственность, ведь ректор принимает решения, которые сказываются на всех сотрудниках. И если люди хотят меня видеть в этом кресле, значит, они доверяют мне, в том числе в части принятия непопулярных, тяжёлых решений, и я не могу их подвести. Но, конечно, в назначениях есть и много приятных эмоций – это и гордость, и радость, что ты можешь в полной мере реализоваться.

– Ректор – это больше про административные решения, чем про науку?
– Несмотря на то что теперь нужно больше времени уделять руководству, стараюсь периодически публиковать статьи в научной периодике. Но в целом, конечно, работа больше административная. Я должен быть в курсе всего происходящего, грубо говоря, от работы коммунальных систем до организации научных исследований. Важно, чтобы все системы вуза работали уверенно: от хозяйственных до научно-исследовательских.

– Артур Русланович, как вы считаете, какие качества помогли вам занять руководящую должность?
– Думаю, что это стойкость, способность адаптироваться к ситуации, умение принимать неизбежные изменения. Даже взять рабочий день: он ненормированный, и порой дневная его часть не самая важная. Вечерами и в выходные я всегда на связи, поэтому планы могут кардинально меняться. Но за годы работы я уже к этому привык и воспринимаю спокойно.

– Вы работаете в университете больше 35 лет, за это время сменилось не одно поколение студентов. Чем нынешние ребята отличаются от своих предшественников?
– Хочу отметить, что был такой период, когда высшее образование было обесценено, – люди просто покупали дипломы, не утруждая себя учёбой. К счастью, такое пренебрежительное отношение к знаниям осталось в прошлом, и современная молодёжь считает, что умным быть модно. А ещё они не просто хотят получить диплом и потом работать без устали, а именно самореализоваться и удачно выстроить жизнь. Я не могу сказать, что какое-то поколение хуже или лучше, они просто другие, и это надо принять, в том числе преподавателям. Ну не будут старые методы работать с новыми людьми, мы все должны адаптироваться.

– Огорчает ли вас, что молодежь всё чаще стремится уехать из Шадринска?
– Да, это очень печально. Почему-то есть такой стереотип: если ты остался в провинции, то ты какой-то неполноценный, а стать успешным можно только в мегаполисе. Из-за этого наш вуз лишается многого, очень хотелось бы, чтобы творческие, сильные и талантливые ребята учились именно у нас. На мой взгляд, наш вуз отличается от вузов мегаполиса индивидуальным подходом к каждому студенту, близким контактом между преподавателями и обучающимися, у нас крайне благоприятные условия для самореализации ребят в творчестве, спорте, науке и волонтёрстве.

– Работать с молодёжью классно?
– Это очень здорово, потому что ты сам как будто становишься моложе, заряжаешься какой-то энергией. Молодые люди обладают первозданным восприятием мира, их чувства и мировоззрение ещё не испорчены шаблонами и рутиной, поэтому они свежо воспринимают жизнь. И ты вместе с ними испытываешь такие же яркие и чистые эмоции. А ещё я очень радуюсь, когда наши студенты создают семьи. Хотелось бы побольше таких пар, и чтобы они до старости шли рука об руку.

– У вас с супругой Еленой Александровной большой стаж семейной жизни, она много лет проработала с вами в вузе. Как в семье уживаются два филолога?
– Действительно, с Еленой Александровной мы познакомились в 1989 году, она тоже была преподавателем, и много лет мы варились в одной сфере. В том, что мы оба филологи, есть неоспоримый плюс – жена понимает, чем я занимаюсь. Когда мы вместе работали на кафедре, то всегда обсуждали и экзамены, и научные работы, и успехи студентов – это было интересно и трудно одновременно, потому что за пределами вуза разговоры о работе не прекращались. А если говорить о нашем стаже, то тут никакого секрета не раскрою, считаю, что самое главное – это любовь и уважение к партнёру.

– Каков ваш идеальный день?
– Если говорить о рабочем дне, то очень нравится, когда удалось сделать запланированное, решить проблемы и не создать новых. В таком случае домой возвращаюсь с чувством удовлетворения. А если речь идёт о выходном, то предпочитаю выехать на природу, люблю заниматься на огороде или собирать грибы. Это помогает отключить голову, отвлечься от забот. Лучший отдых – это смена деятельности. Но самое главное хобби – это чтение. С детства не расстаюсь с книгами, дома у меня огромная библиотека, она уже не умещается в доме, поэтому часть изданий я передал вузу. Литературу люблю разнообразную, но предпочтение отдаю русской классике.

– Что для вас счастье?
– Счастье складывается из нескольких факторов. Это и возможность реализоваться, и хорошая среда, когда твои друзья и близкие тебя принимают таким, какой ты есть. Безусловно, это моя семья, любящие родственники. Счастье, что супруга – мой надёжный тыл, а коллеги – те люди, вместе с которыми мы делаем одно общее дело. И ещё очень важно то, что я счастлив от того, что всё в жизни сложилось именно так.

Наталия КУЛАКОВА. Газета «Ваша Выгода» № 33 (2152) от 14.08.2025

Фото из архива Артура ДЗИОВА.

  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх