- Раздел наука
- Управление научной и инновационной деятельности
- Центр цифровой печати
- Наука и университеты
- Десятилетие науки и технологий
- Научная деятельность
- Научные мероприятия
- Редакционно-издательский совет
- Научные журналы
- Совет молодых ученых и специалистов
- Студенческие конструкторские бюро
- Инновационная деятельность
- Главная
- Наука и инновации
- Научная деятельность
- Современные технологии раннего развития детей
Научно-методический центр сопровождения педагогических кадров «Современные технологии раннего развития детей»
Научно-методический центр сопровождения (далее НМЦ) создан на базе ШГПУ в результате конкурсного отбора Министерством просвещения РФ образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников в рамках реализации проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Целью НМЦ является создание единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего консолидацию, кооперацию и эффективное использование ресурсов, повышение профессионального уровня педагогических работников и управленческих кадров в области применения современных технологий раннего развития детей.
Направления деятельности НМЦ:
1) планово-прогностическое обеспечение деятельности педагогов в области использования технологий раннего развития детей (изучение отечественного и зарубежного опыта по проблеме использования современных технологий раннего развития детей; апробация технологий раннего развития, средств ранней нейропсихологической и психолого-педагогической диагностики и коррекции; проведение аналитико-диагностических процедур с целью выявления проблем, интересов и склонностей педагогов, родителей и воспитанников; проведение экспертизы качества образовательной среды в группах раннего возраста; создание адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ субъектов образования к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями с использованием Интернет-технологий; разработка банка практико-ориентированных заданий, диагностик, анкет);
2) сотрудничество с субъектами ЕФС научно-методического сопровождения педагогов, социальными и гражданскими институтами; обобщение и распространение передового и инновационного педагогического опыта в сфере развития, обучения, воспитания и социализации детей; проведение образовательных, научных и информационно-просветительских мероприятий для студентов – будущих педагогов, воспитателей и специалистов ДОО по популяризации применения современных технологий раннего развития детей;
3) организационно-техническое сопровождение педагогических работников (функционирование адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ субъектов образования к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями; консультирование руководителей образовательных организаций и педагогов по вопросам применения современных технологий раннего развития детей; организация научно-практических конференций, диспутов, круглых столов, конкурсов для педагогов, родителей и детей; создание интернет-сайта с разными рубриками для всех субъектов образовательного процесса с целью освещения передового педагогического опыта, ведения школы-родителей с привлечением разных специалистов для консультирования по актуальным проблемам воспитания детей дошкольного возраста, проведения занимательных занятий по разным образовательным областям, конкурсов, виртуальных экскурсий для детей; оказание педагогам дошкольного образования и родителям нормотипичных детей и детей с ОВЗ раннего и дошкольного возрастов психологической помощи; создание условий для приобретения педагогами дошкольного образования навыков работы на современном оборудовании).
Руководитель Центра:
Пономарева Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и социального образования ШГПУ.
Тел.+7 919 579 30 00, эл.почта: ldm1020@mail.ru, место работы: г. Шадринск, ул. Кондюрина, 28, ауд.204 (3 учебный корпус ШГПУ, Институт психологии и педагогики).
Ган Н.Ю., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования;
Касьянова Л.Г., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования;
Москвина И.В., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования;
Барабаш В.Г., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования;
Тютюева И.А., канд. псих. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии;
Филютина Т.Н., канд. пед. наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии;
Гизатова И.А., директор образовательного центра «Созвездие»;
Язовских М.А., заведующая детского сада №16 «Колокольчик»;
Саютина О. А., лаборант центра научно-методического сопровождения педагогических работников;
В рамках проведенной XVI Международной научно-практической конференции 05 ноября 2025 года «Традиции, инновации, поиски и перспективы» преподаватели кафедры ТиМДиНО и практические работники ДОО городов Шадринска, Катайска, Каменска-Уральского, Тюмени и др. обсудили актуальные проблемы дошкольного образования и поделились опытом работы в применении инновационных технологий в воспитании детей дошкольного возраста.
30 октября 2025 года проведена региональная дискуссионная площадка «Организация работы учителей начальных классов с детьми с особыми образовательными потребностями».
Модератором являлась Крючкова Татьяна Аркадьевна, к.п.н., доцент кафедры ТиМДиНО.
Работа дискуссионной площадки была организована по следующим направлениям:
- Психолого-педагогическая характеристика детей с ООП (дети-мигранты, леворукие, гиперактивные дети, дети с ОВЗ и др),
- Трудности в обучении детей с ООП, их причины, пути преодоления,
- Школьная адаптация и дезадаптация детей с ООП,
- Безопасная пространственная среда,
- Специальные средства обучения при работе с детьми с ООП,
- Формы обучения детей с ООП: домашнее обучение, индивидуальное, коллективное, дистанционное,
- Трудности в овладении учебным материалом,
- Несформированность учебных мотивов у детей с ООП.
29 октября 2025 года на базе Института психологии и педагогики ШГПУ был проведен региональный круглый стол «Новые технологии в развитии социального интеллекта в дошкольном образовании», в котором приняли участие студенты 4 и 5 курсов, обучающихся по направлению подготовки «Дошкольное образование», а также практические работники дошкольных образовательных организаций Курганской, Тюменской и Свердловской областей.
Модераторами проведения регионального круглого стола выступили преподаватели кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Людмила Ивановна Пономарева и Наталья Юрьевна Ган.
В рамках работы круглого стола состоялось дискуссионное обсуждение актуальных проблем системы дошкольного образования:
- Развитие социального интеллекта в успешной адаптации и социализации детей.
- Игра как основа развития социального интеллекта детей дошкольного возраста.
- Роль взаимодействия педагогов ДОО и семьи в развитии социального интеллекта детей.
Завершилось мероприятие методической игрой по решению проблемных ситуаций на совершенствование профессиональных компетенций в области развития социального интеллекта.
28 октября 2025 года в г. на базе института психологии и педагогики ШГПУ с целью повышение профессиональной компетентности педагогов в области проектирования и реализации социально-ориентированных акций как эффективной технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников, был проведен круглый стол «Формирование духовно-нравственных качеств личности у дошкольников посредством социально –ориентированных акций».
В ходе проведения круглого стола состоялись выступления модераторов: Пономаревой Л.И., доктора педагогических наук, профессора кафедры ТиМДиНО по теме «Современные вызовы и дефициты в области духовно-нравственного развития дошкольников» и Ган Н.Ю., кандидата педагогических наук, доцента кафедры ТиМДиНО по теме «Потенциал социально-ориентированных акций как формы проектно-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций»
После чего участники обсудили актуальные проблемы дошкольного образования:
- Психолого-педагогические условия эффективности социально-ориентированных акций.
- Социальная акция – это мост между словом и делом.
- Обмен эффективными педагогическими практиками
17 октября 2025 г. на базе института психологии и педагогики состоялся конкурса для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Лучший сказочник 0.1. Дети» в рамках взаимодействия с Российским обществом «Знание».
Организатором конкурса выступала Неустроева Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры коррекционной психологии и специальной педагогики, научный сотрудник ИПиП.
Целью конкурса «Лучший сказочник 0.1. Дети» было предоставление возможности воспитанникам и обучающимся образовательных учреждений г. Шадринск продемонстрировать речевые результаты и творческие способности своего обучения с целью формирования креативной, инициативной и самостоятельной личности, способной к коммуникации в обществе.
https://shspu.ru/files/nauka/nauchnaya_deyatelnost/2025/11/17.10.25_otchet_neutroeva.pdf
15 октября 2025 г. на базе института психологии и педагогики была проведена Внутривузовская лекция «Мифы о воспитании. Откуда они берутся и почему так популярны?» в рамках десятилетия науки и технологий «Нетворкинг – Азбука семейного счастья».
Спикером лекции выступила Галущинская Ю.О. кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМДиНО.
Цель лекции – ознакомление с ошибками и проблемами семейного воспитания детей на современном этапе, спецификой их профилактики и коррекции.
На лекции были рассмотрены следующие вопросы:
- Особенности возникновения ошибочных представлений о воспитании детей в семье.
- Возможные последствия применения ошибочных представлений о воспитании детей.
- Возможности коррекции и профилактики ошибочных представлений о воспитании детей в семье.
https://shspu.ru/files/nauka/nauchnaya_deyatelnost/2025/11/15.10.25_otchet_veb-lekciya.pdf
8 октября 2025 г. на базе института психологии и педагогики был проведен Всероссийский круглый стол «Нужны ли наказания для послушания?» в рамках десятилетия науки и технологий «Нетворкинг – Азбука семейного счастья».
Инициатором проведения и модератором круглого стола была Жданова Н.М., к.п.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования.
Цель круглого стола – обобщение и распространение опыта работы в области семейного воспитания.
https://shspu.ru/files/nauka/nauchnaya_deyatelnost/2025/11/08.10.25_otchet_kruglii_stol.pdf
03 октября 2025 г. состоялась Всероссийская дискуссионная площадка «Актуальные проблемы воспитания и образования младших школьников».
В оргкомитет дискуссионной площадки входили: Милованова Л.А. – кандидат филологических наук, доцент, зав.кафедрой ТиМДиНО, Стерхова Н.С. – кандидат педагогических наук, профессор кафедры ТиМДиНО, Разливинских И.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМДиНО.
Цель дискуссионной площадки – обмен передовым педагогическим опытом по вопросам
воспитания и образования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
На дискуссионной площадке были освещены следующие вопросы:
- актуальные проблемы математического образования в начальной школе;
- актуальные проблемы реализации филологического образования в начальной школе;
- актуальные проблемы художественно-эстетического воспитания в начальной школе.
https://shspu.ru/files/nauka/nauchnaya_deyatelnost/2025/11/03.10.2025_otchet_o_provedenii_dp_.pdf
29 сентября 2025 г. на базе института психологии и педагогики прошла региональная научно-практическая площадка «Развитие личностных качеств дошкольников посредственном применения квест -технологии».
В ходе проведения площадки были заслушаны следующие доклады:
- «Проблема развития личностных качеств дошкольников: исторический экскурс и современный взгляд» (Пономарева Л.И., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ШГПУ).
- «Квест -технологии в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста» (Ган Н.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ШГПУ).
– «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологий» (Булычева Е.А., методист МБДОУ № 16 «Колокольчик» г. Шадринск).
Участники региональной научно-практической площадки познакомились с теоретическими основами проблемы личностных качеств дошкольников и применением квест технологии в их развитии.
https://shspu.ru/files/nauka/nauchnaya_deyatelnost/2025/11/29.09.25_otchet_o_meropriyatiot.pdf
25 сентября 2025 г. на базе ШГПУ прошел вебинар по вопросам использования современной инфраструктуры при реализации дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины».
Модератором вебинара была Пономарева Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников и управленческих кадров «Современные технологии раннего развития детей».
В вебинаре приняли участие различные вузы страны: Шадринский государственный педагогический университет, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Российский государственный педагогический университе им. А. И. Герцена, Томский государственный педагогический университет и др.
23 сентября 2025 г. специалисты системы дошкольного образования, руководители и педагогические работники общего и дополнительного образования, руководители и преподаватели образовательных организаций высшего и среднего специального образования, педагоги и психологи приняли участие в работе круглого стола «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
Модераторами проведения круглого стола выступили преподаватели кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Людмила Ивановна , д.п.н, профессор, и Наталья Юрьевна Ган, к.п.н., доцент.
Цель круглого стола – ознакомление с теоретико-методологическими основами и
инновационными практиками проблемы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
На круглом столе была организована работа по следующим направлениям:
- теоретические аспекты проблемы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
- современные практики развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
https://shspu.ru/files/nauka/nauchnaya_deyatelnost/2025/11/23.09.25_otchet_o_meropriyatii_ob_ei.pdf
15 ноября студенты 4 и 5 курсов профилей "Дошкольное образование. Дополнительное образование" и "Дефектология" приняли участие в Межрегиональном научно-практическом семинаре «Методическая копилка педагога-музыканта», проводимом канд. пед. наук., доцентом Москвиной И.В. для педагогов-музыкантов г. Шадринска и Тюмени.
16 октября в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля «Наука0+» прошел научно-практический семинар «Современные подходы и ориентиры в музыкальном образовании детей» под руководством Москвиной И.В., канд. пед. наук, доцента кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ШГПУ
Институт психологии и педагогики ШГПУ принимает участие во Всероссийской неделе родительской компетентности. 16-22 сентября
28 октября 2023 года на базе Шадринского государственного педагогического университета будет проходить XIV Международная научно-практическая конференция «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ПОИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ = TEACHEREDUCATION: TRADITION, INNOVATION, PROSPECTING, OUTLOOK», приуроченная празднованию 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского
27 сентября 2023 года совместно с педагогическими вузами Уральского региона будет проведен Региональный форум «ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТАХ ПЕДАГОГОВ-НАСТАВНИКОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУЧНЫХ ШКОЛ ВУЗОВ УРАЛА», посвящённый Году педагога и наставника.
5-10 июня 2023 года при поддержке Министерства просвещения РФ пройдет онлайн-марафон «ВНЕДРЕНИЕ ФОП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». К участию приглашаются воспитатели и методисты, педагоги дошкольного образования.
30 мая 2023 года в рамках взаимодействия с Российским обществом «Знание» в г. Шадринске предполагается проведение научно-практического семинара «ГИПЕРОПЕКА: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?» Пономаревой Л.И., д.п.н., профессором кафедры дошкольного и социального образования
30 мая 2023 года в г. Шадринске в рамках десятилетия науки и технологий «Нетворкинг – азбука семейного счастья» предполагается проведение научно-практического семинара «РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ» Каратаевой Н.А., к.п.н., доцентом, зав. кафедрой дошкольного и социального образования
19 мая 2023 года в г. Шадринске предполагается проведение IX студенческой научно-практической конференции «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ», посвященной Году педагога и наставника
7 апреля 2023 года в г. Шадринске–Сургуте предполагается проведение XIV Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
С 27 марта по 15 августа 2023 года началась регистрация участников в новом сезоне проекта «Флагманы образования»
16 марта 2023 года в г. Шадринске предполагается проведение II Всероссийской научно-практической конференции «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ»
3 марта 2023 года в г. Шадринске предполагается проведение Международного научно-практического семинара «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО»
1 марта 2023 года в рамках предполагается проведение видео-лекции «СИСТЕМА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ М. МОНТЕССОРИ» («НЕТВОРКИНГ – АЗБУКА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ»)», приуроченной к Десятилетию науки и технологий в России
28 февраля 2023 года в рамках десятилетия науки и технологий «Нетворкинг – Азбука семейного счастья» в г. Шадринске предполагается проведение круглого стола «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСУ, ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ»
16 февраля 2023 года предполагается проведение региональной дискуссионной площадки «Интеграция начального общего и дополнительного образования в процессе патриотического воспитания младших школьников», посвященной Году педагога и наставника
8 февраля 2023 года в г. Шадринске предполагается проведение научно-практического семинара «Развитие математических способностей дошкольников: от теории к практике»
7 февраля 2023 года в рамках взаимодействия с Российским обществом «Знание» в г. Шадринске предполагается проведение лекции – пресс-конференции «НАСТАВНИК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КТО ОН?»
Издательство «Флинта», специализирующееся на литературе для гуманитарных вузов, выпустило сборники работ нескольких сотрудников Шадринского государственного педагогического университета.
В числе изданных практико-ориентированных пособий – монография «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» (Составители: О.В. Вакуленко, Ю.О. Галущинская, Н.Ю. Ган), пользующаяся особым спросом у практических работников ДОО. https://shspu.ru/stranicy/2025/09/unikalnoe-sobytie-dlja-shgpu/
Формирование практических навыков у студентов
Отчет о проведении мастер-класса «Медальоны по мотивам глиняной игрушки»
Отчет о проведении лекции по медиабезопасности
13.06.2025 Отчет о проведении интерактивной лекции «ИГРОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ ТРАДИЦИИ ЗАУРАЛЬЯ»
13.06.2025 Отчет о проведении региональной интеллектуальной игры «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ»
03.06.2025 Отчет о проведении внутривузовской олимпиады по дошкольной педагогике в ШГПУ
17.05.2025 Отчет о проведении научного мероприятия «Актуальные проблемы дошкольного образования детей с ОВЗ»
10.03.2025-04.04.2025 Отчёт о работе регионального конкурса проектов «Современные педагогические технологии – лучший опыт применения»
14.11.2024: Отчёт о работе коучинг сессии «Формирование исследовательской компетенции младших школьников»
07.06.2024: Отчёт о проведении региональной дискуссионной площадки «Нейротехнологии в дошкольном образовании»
2 июня 2023 г. на базе Института состоялся региональный научно-практический семинар «Трудовое воспитание дошкольников: традиции и инновации», участниками которого стали ученые, педагоги, студенты из разных регионов России (Курганская, Свердловская, Тюменская области). Подробнее (ВКонтакте)
30 мая 2023 г. состоялся региональный научно-практический семинар «Развитие инициативы в дошкольном возрасте». Подробнее (ВКонтакте)
16 мая 2023 г. Этнокультурное образование студентов, будущих воспитателей детских садов – важная задача подготовки педагогических кадров. Подробнее (ВКонтакте)
13 мая 2023 г. командой проекта Профилактическая игра "Безопасная сеть детям" было проведено мероприятие со школьниками 3 классов МКОУ "Гимназия № 9" гор. Шадринска, в рамках которого обучающиеся познакомились с правилами безопасности в интернете. Подробнее (ВКонтакте)
19 апреля 2023 в Центре этнопедагогики ШГПУ прошел мастер-класс Москвиной И.В., канд. пед. наук, доцента кафедры дошкольного и социального образования, по обучению будущих педагогов дошкольного и дополнительного образования игре на деревянных ложках. Подробнее (ВКонтакте)
Практическое знакомство студентов – будущих педагогов и родителей с работой детского сада «Умка» г. Шадринска состоялось 13 апреля 2023г. Подробнее (ВКонтакте)
19.04.2023 студенты 211 группы ШГПУ показали театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №10 «Умка» Подробнее (ВКонтакте)
ВНИМАНИЕ! В рамках «Недели родительской компетентности» родителям предлагаются лекции, мастер-классы, вебинары с ответами на вопросы с 24 по 30 апреля 2023 года.
24.04.2023 в 17.00 Что препятствует близкому и доверительному контакту между отцом и ребенком? Вебинар с ответами на вопросы. Онлайн (Волгуснова Е.А.)
29.04.2023 в 14.00 Ресурсные психологические техники в состояние стресса и кризиса. Мастер-класс. Онлайн (Волгуснова Е.А.)
Информация о проведенных мероприятиях в рамках «Недели родительской компетентности»
Вебинар с ответами на вопросы Спицына О.А.
Вебинар с ответами на вопросы Истомина С.В.
Вебинар с ответами на вопросы Истомина С.В.
- 03.2023 г. Всероссийское мероприятие с международным участием в формате круглого стола «Сравнительный анализ опыта проектирования образовательных продуктов в России и за рубежом». Подробнее (ВКонтакте)
- 03.2023-08.04.2023 г. Конкурс проектов «Современные педагогические технологии – лучший опыт применения», посвященный Году педагога и наставника
- 03.2023 г. Мастер-класс «Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр»
- 03.2023 г. Педагогические чтения «Год педагога и наставника»
- 03.2023 г. Видео-лекция «Система сенсорного воспитания М. Монтессори
- Мероприятия, проведенные в рамках взаимодействия с Российским обществом «Знание»:
Интерактивная лекция «Педагог – это звучит гордо!» для студентов педагогических специальностей и школьников психолого-педагогических классов;
Семейная гостиная «Трое в лодке или чего нельзя говорить при детях» для будущих педагогов, молодых родителей и педагогов ДОО
(Научно-практические мероприятия ШГПУ в 2023 году)
- Региональная дискуссионная площадка «Интеграция начального общего и дополнительного образования в процессе патриотического воспитания младших школьников» 02.2023 г.
- Научно-практический семинар «Развитие математических способностей дошкольников: от теории к практике»
- Лекция – пресс-конференции «Наставник в системе образования, кто он?» 02.2023г.
- Круглый стол «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросу, воспитания культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста в окружающем мире» 02.2023г.
- Мастер-класс «Возможности специализированного программного обеспечения в организации альтернативных способов коммуникации лиц с ОВЗ» 02.2023 г.
- Квест-игра «Многогранный Ушинский», посвященной Году педагога и наставника. 02.2023 г.
- Региональный квест «След в истории: великие учителя и наставники прошлого», 02.2023 г.
- 27 февраля 2023 г. студенты Института психологии и педагогики приняли участие в Фестивале педагогических профессий "Ярмарка вакансий", в рамках которого выяснили востребованность педагогических кадров в Курганской области, смогли принять участие в интересных мастер-классах. Подробнее (ВКонтакте)
- Мастер-класс «Технологии работы психолога в образовании» проходил 20 февраля 2023 г. в рамках мероприятия «Открытие года педагога и наставника» Подробнее (ВКонтакте)
- 20 февраля 2023г. Ган Н.Ю., к.п.н, доцент каф. дошкольного и социального образования и Пономарева Л.И., д.п.н, профессор каф. дошкольного и социального образования ШГПУ провели интерактивную лекцию-беседу, со студентами 213Б и 413Б групп на тему «Педагог-профессия будущего». Подробнее (ВКонтакте)
- В рамках открытия Года Педагога и Наставника, 20 февраля 2023г , был проведен Мастер-класс «Кинезиологические игры и упражнения в работе логопеда» Подробнее (ВКонтакте)
Мероприятия по направлениям деятельности НМЦ (на базе ШГПУ)
- 18.12.2025 Региональный конкурс научно-исследовательских работ студентов среднего и высшего профессионального образования «Педагогическая компетентность как фактор успешности профессиональной деятельности»
- 19.11.2025 Региональный круглый стол «Проблемы осуществления преемственности дошкольного образования и начальной школой, между начальной и основной школой»
- 24.10.2025 Региональная дискуссионная площадка «Организация работы учителя начальных классов с детьми с особыми образовательными потребностями»
- 24.10.2025 Региональный круглый стол «Новые технологии в развитии социального интеллекта в дошкольном образовании»
- 15.10.2025 Региональная дискуссионная площадка «Новые подходы к контролю и оценке результатов обучающихся»
- 18.06.2025 Всероссийская дискуссионная площадка «Почему дети бывают непослушными?», в рамках десятилетия науки и технологий «Нетворкинг – Азбука семейного счастья»
- 13.06.2025 Региональная интеллектуальная игра «Родители и дети: проблемы и методы решения»
- 13.06.2025 Интерактивная лекция «ИГРОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ ТРАДИЦИИ ЗАУРАЛЬЯ» (в рамках взаимодействия с Российским обществом «Знание»)
- 10.06.2025 Региональная педагогическая мастерская «ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ РЕЖИМ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
- 17.05.2025 Научно-практический семинар АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
- 14.05.2025 Всероссийской студенческой научно-практической конференции «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ: ОПЫТ ПРОШЛОГО И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ» (к 80-летию Победы)
- 18.04.2025 Научно-практический семинар «АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
- 18.04.2025 VIII Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТОВ НА БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
- 11.04.2025 XVI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
- 27.03.2025 Дискуссионная площадка «РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА И ИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
- 13.03.2025 Региональная питч-сессия «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»
- 25.02.2025 Региональная беседа-познание «СЕМЬЯ НА СТРАНИЦАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ» в рамках десятилетия науки и технологий «Нетворкинг – Азбука семейного счастья»
- 20.02.2025 Региональный круглый стол «ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
- 20.02.2025 Региональная дискуссионная площадка «Актуальные проблемы формирования читательской грамотности у младших школьников»
Международные, всероссийские и межрегиональные научно-практические конференции, на которых обсуждаются проблемы по направлениям деятельности Центра
- 04.03.2025-06.03.2025 VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участнием «Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования», посвященная Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
- 21.11.2024 XIX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология образования: проблемы и перспективы развития»
- 25.10.2024 XV Международная научно-практическая конференция, секция «Современные подходы к образованию (развитию) лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- 07.04.2023 Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием "Ребёнок в современном образовательном пространстве"
- 16.03.2023 II всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы социальной сферы и образования: история, современность, перспективы»
- 15.03.2023 Международные педагогические чтения «Непрерывное педагогическое образование: инновационная парадигма, технология и методология»
- 14.03.2023 Международный конгресс на тему «Дистанционное образование: вызовы, современные тренды и стратегии»
- 03.03.2023 Международный научно-практический семинар «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современное детство»/«Pedagogical heritage K.D. Ushinsky and modern childhood»
- 02.03.2023 Педагогические чтения, посвященные году педагога и наставника в России
Разработанные программы курсов повышения квалификации для педагогов и руководителей ДОО на 2023 г.
- Программа курсов повышения квалификации для педагогов и руководителей ДОО (совместно с Липецким государственным педагогическим университетом им. П.П. Семенова-Тян-Шанского). «Управление процессом реализации современных технологий раннего развития детей в образовательном процессе ДОО».
- Программа профессиональной переподготовки «Дошкольное образование», ШГПУ.
- Программа курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы дошкольного образования на современном этапе», ШГПУ.
- Программа курсов повышения квалификации «Современные технологии развития, воспитания и обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», ШГПУ.
- Программа курсов повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования», ШГПУ.
- Программа курсов повышения квалификации «Инновационные технологии в дошкольном образовании»
В рамках деятельности научно-методического центра «Современные технологии детей раннего возраста» преподаватели кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. и студентка 4 курса Абсалямова А.В. приняли участие в Конкурсе на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности ШГПУ-ЮУрГГПУ 2025.
В рамках выполнения Гранта реализовывался проект «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста». Отчет прилагается.
Шадринским государственным педагогическим университетом в 2024 году был выигран Грант в форме субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях достижения результата «Количество педагогических работников (в том числе воспитателей, управленческого персонала) организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, прошедших в текущем финансовом году повышение квалификации по компетенциям, необходимым для работы с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», федерального проекта «Профессионалитет» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В рамках выполнения Гранта преподаватели кафедры ТиМДиНО ШГПУ с 30.05.24 по 30.11.24 г. реализовывали проект «Подготовка педагогов дошкольного образования к решению профессиональных задач в соответствии с ФОП ДО». Отчет прилагается.
ДОРОЖНАЯ КАРТА мероприятий международного четырёхстороннего сотрудничества»Скачать PDF
22 апреля 2025 года в рамках XIХ Международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовании», организованной Институтом образовательных технологий (г. Москва) в смешанном формате состоялась работа круглого стола «Образовательные технологии как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста: опыт дошкольного образования в регионах», ответственный: д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального образования, заведующий кафедрой ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», член-корр. МАНПО Лазарева М.В.
Ведущие:
Лазарева М.В., д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального образования, заведующий кафедрой ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», член-корр. МАНПО;
Федина Н.В., к.п.н., ректор ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»;
Новикова Г.П., д-р пед. наук, д-р психолог. наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Заслуженный деятель науки, академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (АПБОП), академик Российской академии естественных наук (РАЕН), ректор Института развития образовательных технологий (г. Москва, Россия).
Пономарева Л.И., д.п.н., профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО» Шадринский государственный педагогический университет»;
Боронилова И.Г., к.п.н, доцент, директор Института педагогики ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
Звезда Л.М., к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»;
Тарасенко Т.В., к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»;
Филиппова Е.В., к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского».
Попова Г.А., к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»;
Выступающие: Наумова Н.Н., заведующий МБДОУ № 119 г. Липецка, Чернышов И.В., заведующий МБДОУ № 2 г. Липецка, к.п.н., Стрельникова Н.В. заведующий МАДОУ № 32 г. Липецка, Шубина Т.В., магистрант 2 г. обучения ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», Балышева Я.А., студентка 5 курса профиля «Начальное образование и дошкольное образование» ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» и др.
Вопросы для обсуждения:
- Взаимодействие с семьей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
- Досуговая деятельность в ДОО как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Формирование ценностного отношения к декоративно-прикладному искусству у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
- Природная среда города как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Цифровые технологии как средство технической поддержки мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Взаимодействие с социальными институтами в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Взаимодействие ШГПУ-БарГУ
Уважаемые участники мероприятия, разрешите вам представить опыт взаимодействия Шадринского государственного педагогического университета и Барановического государственного университета.
Сотрудничество между нашими вузами имеет давнюю историю, участие в научно-практических конференциях, совместные публикации стали для нас традиционными. С открытием Научно-методического центра сопровождения педагогических работников «Современные технологии раннего развития детей», открытого при Шадр. гос.пед.университете в 2022 году, взаимодействие между вузами вышло на новый уровень. В рамках деятельности Центра были заключены договоры о сотрудничестве между вузом и дошкольными учреждениями г. Шадринска, К.-Уральского, Таркр-сале, Уренгоя и другими городами РФ.
Кроме того, была составлена ДОРОЖНАЯ КАРТА мероприятий международного четырёхстороннего сотрудничества между Шадринским государственным педагогическим университетом (ШГПУ), муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 9 "Росинка"» (г. Шадринск, Российская Федерация) и учреждением образования «Барановичский государственный университет» (БарГУ) и государственным учреждением дошкольного образования «Детский сад № 23 г. Барановичи» (г. Барановичи, Республика Беларусь) на 2024-2025 учебный год.
Поскольку предметом деятельности НМЦ является анализ инновационных практик, разработка и реализация новых технологий в области дошкольного образования, то сотрудничество между нашими вузами осуществляется именно в коллоборации двух дружественных кафедр – теории и методики дошкольного образования. Уже второй год нами составляется такая дорожная карта, которая реализовывается совместными усилиями.
На слайде представлена первая страница дорожной карты на 2024-2025 учебный год. В сентябре мы проводим телемост «Беларусь-Россия», на котором обсуждается содержание мероприятий, определяются ответственные. Среди основных мероприятий стоит назвать проведение конференций, дискуссионных площадок, посткроссинг «Голубь мира» (воспитание чувства гордости за подвиг прошлых поколений и желания жить в мире посредством изготовления праздничных открыток в формате «посткроссинг» в честь государственного праздника «День Победы»), Онлайн-марафон стихотворений в рамках акции «Классика Победы» и др.
Цель – выстраивание партнёрского взаимодействия педагогических работников и воспитанников учреждений дошкольного образования г. Шадринск (Российская Федерация) и г. Барановичи (Республика Беларусь) в духовно-нравственном воспитании.
Традиционным становится совместное участие в Международных научно-практических конференциях. На слайде представлена презентация доклада Дубенко Натальи Григорьевны, зав. кафедрой дошкольного и начального образования Барановичского университета, которая выступала на юбилейной конференции «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы».
Отдельное направление работы между вузами – это отработка практических проектов и технологий в практике работы дошкольных образовательных организаций. Так, воспитанники детского сада №9 г. подготовили видео-письмо «Привет из Шадринска» детям из 23 детского сада г. Барановичи, в котором рассказали о своем дошкольном учреждении, о достопримечательностях города Шадринска, его архитектуре, людях.
В свою очередь дети из 23 детского сада Беларуси прислали видео-обращение своим сверстникам «Письмо о Беларуси».
В рамках акции «Знакомство с народными сказками» руками дошкольников создан мультипликационный фильм. В детском саду есть своя студия. Дети из легоконструктора иллюстрировали каждый элемент сказки, после чего монтировали и анимировали в полноценный мультфильм.
Интересен опыт проведения конкурса чтецов к празднованию Дня Победы, общего для народа России и Беларуси.
В силу ограниченного формата, временными рамками, и академичностью нашего мероприятия, мы не демонстрируем сами видео, хотя собрана значительная фильмотека, а представляем только фото материалы.
Духовно-нравственное воспитание детей является предметом многочисленных исследований как в отечественной, так и зарубежной науке. Значение социокультурных традиций и исторической событийности для духовно-нравственного воспитания ребенка с дошкольного детства обосновывают в своих трудах классики педагогики и современные исследователи. Тем не менее, в педагогических исследованиях сфера духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников представлена фрагментарно, отсутствуют и практические разработки, интегрирующие богатый исторический опыт братских народов России и Беларуси. В связи с этим, в рамках исследований тематики РАН нами предлагается к изучению тема «Социально-педагогическое сопровождение процесса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на примере героического прошлого российского и белорусского народов».
Анонсируя проект Гос.задания на выполнение научных исследований на 2026 год, мы планируем восполнить пробел в области практического применения исторических материалов для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предполагаемый вклад исследования в современную дошкольную дидактику будет состоять: в обосновании новых концептуально-технологических подходов, предполагающих инновационные форматы занятий и мероприятий, которые позволят детям глубже погрузиться в историю и культуру своей страны; в разработке персоносферы, позволяющей интегрировать знания о героическом прошлом в повседневную жизнь детей, а также дающей возможность познакомиться с историческим прошлым братского народа (создание персоносферы предполагает подбор персоналий, культурных и исторических событий, литературные и художественные образы и т.д, доступных пониманию детьми дошкольного возраста); Кроме того, планируется создание практических рекомендаций для педагогов и родителей, позволяющих применять их в реальных условиях образовательного процесса. Формирование межнационального диалога, начиная с дошкольного возраста, способствует пониманию общности судеб и культурных корней россиян и белорусов, что содействует укреплению дружественных отношений между народами.
Реализация предстоящего Гос.задания предполагает хорошую концептуально-технологическую основу. Поэтому, в марте текущего года члены НМЦ приняли участие в двухдневном Межрегиональном форуме по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Патриотизм в сердце каждого» на базе 10 детского сада «Умка» г. Шадринска. Педагогический коллектив делился накопленным опытом в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, участникам были представлены инновационные практики, готовые к диссеминации в детские сады России и Ближнего Зарубежья.
Таким образом, актуальность проблемы духовно-нравственного развития подрастающего поколения определяет перспективы сотрудничества между Шадринским государственным педагогическим университетом и Барановичским государственным университетом.















