- Главная
- Наука и инновации
- Научная деятельность
Научная деятельность
Руководитель – доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования Пономарева Л.И.
Научная лаборатория Возрастная педагогика и педагогические технологии
Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Качалова Л.П.
Научно-практический центр Калейдоскоп
Руководитель – кандидат филологических наук, доцент Милованова Л.А.
Центр непрерывного педагогического образования
Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ипполитова Н.В.
Центр научно-методической поддержки школьников (естественнонаучное направление).
Руководитель – старший преподаватель Павлова Н.В.
Научно-методический центр этнопедагогики
Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Касьянова Л.Г.
Центр поддержки производственных систем и предпринимательства
Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Бурнашева Э.П.
Центр культурно-антропологических исследований
Руководитель – доктор культурологии, доцент Борисов С.Б.
Юридическая клиника Центра правовой помощи
Руководитель – кандидат юридических наук, доцент Сычева Н.В.
Центр духовно-нравственного воспитания
Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Чипинова Н.Ф.
Научно-методический Центр филологического образования и коммуникационных практик
Руководитель – кандидат филологических наук, доцент Семенова Ю.А.
Научно-образовательный центр «Лингводидактика в системе инновационного иноязычного образования»
Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Дубаков А.В.
Научная лаборатория Педагогическая психология и психолого-педагогического сопровождение и поддержка развития ребенка
Руководитель – кандидат психологических наук, доцент Быкова Е.А.
Научная лаборатория Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка
Руководитель – кандидат педагогических наук, Алексеев И.А.
Научные школы
Руководитель – Борисов Сергей Борисович, ведущий научный сотрудник, доктор культурологии, доцент, профессор
Научная школа «Непрерывное педагогическое образование»
Руководитель – Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор
Научная школа «Личностно-ориентированный подход в педагогическом образовании»
Руководитель – Качалова Людмила Павловна, зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор
Научная школа «Концептуально-технологические основы раннего развития детей»
Руководитель – Пономарева Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
Научная школа «Россия и организация защиты СИБИРИ в конце XVI – XVIII вв.»
Руководитель – Пузанов Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор
Государственные задания
Прикладная НИР
Период реализации: 2023г.
Руководитель – Семенова Ю.А.
Исполнители: Борисов С.Б., Ланцевская Н.Ю., Милованова Л.А., Харлова Н.М., Ястремская Ю.А.
Ключевые пользователи результатов
- Педагогические работники высшего образования
- Педагогические работники среднего профессионального образования
- Учителя основного и среднего (полного) образования
- Обучающиеся высшего образования, среднего профессионального образования, основного и среднего (полного образования)
Партнеры по внедрению (апробации)
Высшие учебные заведения:
- ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
- ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
- ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Образовательные организации:
- школы Сибирского федерального округа
- школы Уральского федерального округа
- школы Центрального федерального округа
- школы Приволжского федерального округа
- школы Республики Крым
Цель: теоретически обосновать и спроектировать систему целостности литературного образования в образовательных организациях общего и среднего (полного) образования.
Основные результаты НИР:
- Выявлены ключевые причины нарушения связей предметно-понятийного аппарата и литературы как процесса и системы у обучающихся при освоении литературы на разных ступенях обучения.
- Спроектирована система целостности литературного образования для ступеней основного и среднего (полного) образования с опорой на учебно-методические комплексы, созданные в рамках реализации Федеральных рабочих программ по литературе.
- Разработан методический инструментарий по формированию системы целостности литературного образования для ступеней основного и среднего (полного) образования.
Основные публикации по теме:
- Русская литература 5-9 классы: литературный процесс : учебно-методическое пособие / Ю.А. Семенова, Н.Ю. Ланцевская, Ю.А. Ястремская ; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. филологии и социогуманитар. дисциплин, Науч.-метод. центр филолог. образования и коммуникац. практик. – Шадринск : ШГПУ, 2023. – 94 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60057240
- Историко-культурный комментарий к произведениям школьной программы (поэзия Александра Блока и Владимира Маяковского) : монография / С.Б. Борисов; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. филологии и социогуманитар. дисциплин, Центр культурно-антропологических исследований. – Шадринск : ШГПУ, 2023. – 139 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60021585
- Развитие речи на уроках литературы в средней школе /Харлова Н.М. // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 6. – С. 121-134. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59928128
- Романтизм как часть системы художественных методов в литературе /Ланцевская Н.Ю. // Мир науки, культуры, образования. – 31 декабря 2023. – № 6(103). – С. 527-529. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59756210
- Формирование нравственных ориентиров у обучающихся на уроках литературы /Семенова Ю.А. // Мир науки, культуры, образования. – 31 декабря 2023. – № 6(103). – С. 300-304. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59756124
- Историко-культурный комментарий как необходимое условие эффективного освоения школьной программы по литературе /Борисов С.Б. // Педагогика. Вопросы теории и практики 2024. Т. 9. № 7. С. 635-641. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68540834
- Историко-культурный комментарий как механизм обеспечения целостного освоения произведений русской советской литературы 1920–1930-х гг. /Борисов С.Б. // Мир науки. Педагогика и психология 2024. Т. 12. № 2. С. 13. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68564816
- Методы и приемы организации работы над речевыми ошибками учащихся на уроках литературы в средней школе /Харлова Н.М.// Педагогическое образование в России. – 2024. – № 3. – С. 200-211. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68520544
- Изучение литературы модернизма в системе литературных направлений /Семенова Ю.А. // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 75-83. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60775320
- Внеурочная работа по литературе как компонент системного литературного образования /Ястремская Ю.А. // Мир науки, культуры, образования. – 29 февраля 2024. – № 1 (104). С.121-124. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63020804
Фундаментальная НИР
Период реализации: 2023г.
Руководитель - Л.И. Пономарева
Исполнители: Е.А. Быкова, С.В. Истомина, Ю.М. Едиханова, Е.А. Волгуснова, О.В. Коновалова, О.А. Спицина, Е.А. Шерешкова
Ключевые пользователи результатов
- Образовательные организации, осуществляющие подготовку психолого-педагогических классов
- обучающиеся старших классов
- классные руководители и психологи образовательных учреждений
- педагоги и психологи, работающие в психолого-педагогических классах
- члены администрации образовательных учреждений
Партнеры по внедрению (апробации)
- Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1», г. Сургут
- МКОУ «Гимназия», г. Надым
- МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65», г. Чебоксары
- МАОУ «Гимназия № 202 «МЕНТАЛИТЕТ», г. Екатеринбург
- МКОУ «Гимназия № 9», г. Шадринск
- МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Шадринск
- МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 2», Курганская область
- МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Щучье
- МБОУ «Катайская средняя общеобразовательная школа № 1», г. Катайск
- МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», город Шумиха Курганской области
Цель: разработать стратегии и тактики развития педагогической одаренности старшеклассников
Основные результаты НИР:
- Проанализировано современное состояние проблемы развития педагогической одаренности старшеклассников.
- Определены теоретико-методологические подходы к разработке концепции развития педагогической одаренности старшеклассников:
- на общенаучном уровне – системно-стратегический подход;
- на конкретно-научном – профессионально-личностный подход;
- на технологическом – деятельностно-тактический подход.
- Разработана модель развития педагогической одаренности старшеклассников.
- Теоретически обоснованы и верифицированы принципы, факторы, закономерности развития педагогической одаренности старшеклассников.
- Выявлены условия развития педагогической одаренности старшеклассников.
- Разработан практический инструментарий, представленный через стратегии и тактики развития педагогической одаренности старшеклассников.
- Разработана и апробирована с учетом обозначенных стратегий и тактик программа развития педагогической одаренности старшеклассников.
- Разработаны методические рекомендации по моделированию процесса развития педагогической одаренности обучающихся школ с целью подготовки к осознанному выбору профессии учителя.
- Представлены разработанные стратегии и тактики развития педагогической одаренности старшеклассников в учебно-методическом пособии.
Образовательные продукты:
- Модель развития педагогической одаренности старшеклассников;
- Программа развития педагогической одаренности старшеклассников;
- Стратегии и тактики развития педагогической одаренности старшеклассников;
- Методические рекомендации по моделированию процесса развития педагогической одаренности обучающихся школ с целью подготовки к осознанному выбору профессии учителя.
Основные публикации по теме:
- Теоретические и прикладные аспекты развития педагогической одаренности школьников : учеб.-метод. пособие для специалистов, работающих с психол.-пед. кл. / Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и пе дагогики, Каф. психологии развития и пед. психологии ; сост. Е.А. Быкова [и др.]. – Курск, 2023. – 252 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56018471
- Пономарёва Л.И., Шерешкова Е.А. Реализация стратегии развития педагогической одаренности старшеклассников в условиях психолого-педагогических классов // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 6. – С. 90-99 https://elibrary.ru/item.asp?id=59928125
- Быкова Е.А., Истомина С.В. Представления педагогов о развитии ранней педагогической одарённости обучающихся старших классов // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-3. – С. 326-329. https://elibrary.ru/item.asp?id=59553900
- Коновалова О.В. Развитие коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся педагогических классов как компонента педагогической одаренности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. – № 4(60). – С. 30-39. https://elibrary.ru/item.asp?id=63503735
- Спицына О.А., Едиханова Ю.М. К проблеме соотношения интеллектуальных творческих и речевых способностей у педагогически одарённых школьников //
Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 102-1. С. 149-152. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54802165. - Едиханова, Ю. М. Развитие интеллектуальных и речевых способностей у обучающихся с педагогической одаренностью (обучающихся психолого-педагогических классов) / Ю. М. Едиханова, О. А. Спицына // Педагогический вестник. – 2023. – № 30. – С. 35-37. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=57862887
Фундаментальная НИР
Период реализации: 2022 г.
Руководитель - Пономарева Л.И.
Исполнители: Быкова Е.А., Истомина С.В., Едиханова Ю.М., Волгуснова Е.А., Коновалова О.В., Спицина О.А., Шерешкова Е.А.
Ключевые пользователи результатов
- обучающиеся старших классов
- классные руководители и психологи образовательных учреждений
- педагоги и психологи, работающие в психолого-педагогических классах
- члены администрации образовательных учреждений
Партнеры по внедрению (апробации)
- Лицей №1, Гимназия №9, СОШ №2, СОШ №20, СОШ №10, СОШ №8, г. Шадринск, Курганская обл.
- Психолого-педагогический класс на базе СОШ №5 г. Реж, Свердловская обл.
Основные результаты НИР
- Концепция раннего выявления педагогической одарённости обучающихся
- Структурные компоненты ранней педагогической одаренности
- Модель психолого-педагогического сопровождения развития педагогической одарённости обучающихся
- Условия, обеспечивающие раннее выявление и развитие педагогической одарённости обучающихся
- Программа развития педагогической одарённости обучающихся
Образовательные продукты:
- модель психолого-педагогического сопровождения развития педагогической одарённости подростков и старшеклассников;
- программа развития педагогической одарённости подростков и старшеклассников.
Основные публикации по теме:
- Ранняя педагогическая одарённость обучающихся: инструменты выявления и сопровождения: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки «Образование и пед. науки» / Быкова Е.А., Волгуснова Е.А., Едиханова Ю.М., Истомина С.В., Коновалова О.В., Спицына О.А., Шерешкова Е.А.; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. психологии развития и пед. психологии ; сост. Е.А. Быкова, Е.А. Волгуснова, С.В. Истомина [и др.]. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2022. – 119 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=50043050
- Ранняя педагогическая одаренность : монография / Л.И. Пономарёва, Е.А. Быкова, Е.А. Волгуснова [и др.]; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. психологии развития и пед. психологии; отв. ред. Е.А. Шерешкова. – Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2022. – 228 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=50125064
- Пономарева Л.И., Истомина С.В., Шерешкова Е.А., Быкова Е.А. Проблема педагогической одарённости: дефинитивная характеристика, диагностика, компонентный состав // Перспективы науки и образования. – 2022. - № 6. – С.367-384. https://elibrary.ru/item.asp?id=50016523
- Едиханова Ю.М., Спицына О.А.//Возможности нейропсихологического подхода в развитии интеллекта как компонента педагогической одаренности школьников Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2022. – Вып. 77. – Ч. 3. – С. 259-262. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50074147
- Спицына О.А., Едиханова Ю.М Взаимосвязь интеллекта и показателей речевой одаренности в структуре ранней педагогической одаренности // Казанский педагогический журнал. 2022. № 5 (154). С. 172-177. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49820090
- Волгуснова Е.А., Коновалова О.В., Шерешкова Е.А. Исследование роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности у старшеклассников // Казанский педагогический журнал. – 2022. – №6 (155). – С. 196-202. https://elibrary.ru/item.asp?id=50011830.
- Пономарева, Л.И., Ган Н.Ю. Проблема детской одаренности: феноменологическая и дефинитивная характеристики // Образовательный вестник Сознание. – 2022. – Т. 24, № 10. – С. 29-37. https://elibrary.ru/item.asp?id=49550070
- Истомина С.В. Психодинамические особенности обучающихся в структуре педагогической одаренности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2022. – № 4(56). – С. 97-103. https://elibrary.ru/item.asp?id=54517640
- Волгуснова Е.А. Исследование креативности как компонента ранней педагогической одаренности у старшеклассников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2022. – № 4(56). – С. 91-97. https://elibrary.ru/item.asp?id=54517639
- Коновалова О.В. Исследование коммуникативной и организаторской склонности у старшеклассников как специального компонента их педагогической одаренности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2022. – № 4(56). – С. 43-46. https://elibrary.ru/item.asp?id=54517629
- Шерешкова Е.А. Профессиональные пробы как средство раннего выявления педагогической одаренности школьников // Мир человека в фокусе психологических метапрактик : Материалы VIII Сибирского психологического форума (Международной научной конференции), Томск, 21–22 ноября 2022 года / Под редакцией И.А. Филенко. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2022. – С. 135-137. https://elibrary.ru/item.asp?id=50048905
- Шерешкова Е.А. К проблеме раннего выявления педагогической одаренности школьников // Психология способностей и одаренности : Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 24–25 ноября 2022 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. – С. 195-198. https://elibrary.ru/item.asp?id=50302605
Прикладная НИР
Период реализации: 2022 г.
Руководитель – Скоробогатова Н.В.
Исполнители: Пономарева Л.И., Ган Н.Ю., Галущинская Ю.О., Вакуленко О.В., Каратаева Н.А., Касьянова Л.Г., Колмогорова И.В., Крежевских О.В.
Ключевые пользователи результатов
- воспитанники дошкольных образовательных учреждений;
- педагоги дошкольного образования;
- родители;
- студенты педагогических вузов.
Партнеры по внедрению (апробации)
- Детский сад №9 «Росинка»; №33 «Светлячок», г. Шадринск
- Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
Цель: теоретически обосновать и спроектировать образовательную среду ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Основные результаты НИР:
- Проведено исследование, направленное на проектирование образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста, получены следующие результаты:
- разработаны анкеты для педагогов ДОО, с целью определения их готовности к
проектированию образовательной среды по ранней профориентации детей;
- проведён анализ результатов анкетирования;
- подготовлены аналитические справки.
- Обоснованы теоретико-методологические подходы к проектированию образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста:
- системный подход;
- личностно-ориентированный подход;
- интегративно-деятельностный подход.
- Выявлены, обоснованы и верифицированы условия, обеспечивающие проектирование образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста, представленные тремя группами: социокультурные, организационно-технологические и психолого-педагогические.
- Разработан раздел «Мир профессий» в парциальной образовательной программе дошкольного образования «Мы живем в Зауралье».
- Разработан проект образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста.
- Разработана модель проектирования образовательной среды по ранней профориентации.
Образовательные продукты:
- Анкета для педагогов ДОО по определению их готовности к проектированию образовательной среды по ранней профориентации детей.
- Раздел «Мир профессий» в парциальной образовательной программе дошкольного образования «Мы живем в Зауралье».
- Проект образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста.
- Банк дидактических игр для дошкольников по ознакомлению с миром профессий и трудом взрослых.
- Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста по ранней профориентации».
Основные публикации по теме:
- Мы живем в Зауралье : парциальн. образоват. прогр. дошк. образования / Н.А. Каратаева, О. В. Крежевских ; Шадр. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., доп. И перераб. – Чебоксары : Среда, 2022. – 180 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50164707.
- Учебное пособие. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. дошк. и социал. образования ; сост. О.В. Вакуленко, Ю.О. Галущинская, Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 182 с. ISBN 978-5-87818-685-8 https://elibrary.ru/item.asp?id=54312189
- Выявление готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации / Пономарева Л. И., Крежевских О. В., Колмогорова И. В., Скоробогатова Н. В. // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 2 (60) – С. 677-692. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52657776.
- Педагогические условия реализации профориентации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / Пономарёва Л.И., Ган Н.Ю. // Образовательный Вестник «Сознание». – 2022. – Том. 24. – №9 – С. 12-21. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49549512.
- К проблеме готовности педагогов к ранней профориентации дошкольников / О. В. Вакуленко // Проблемы современного педагогического образования – 2022. – № 7 (2). – С.65-68. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50363626
- Педагогические условия проектирования образовательной среды ранней профориентации детей в дошкольной образовательной организации / Л.Г. Касьянова // Образовательный вестник «Сознание». – 2022. – Том 24. – № 11. С. 66-73. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49840441.
- Определение критериев готовности педагога к проектированию образовательной среды по ранней профориентации дошкольников / Ю.О. Галущинская // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №77 (2). – С. 97-100. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50363639.
- Ранняя профориентация дошкольников: на примере реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» / Н.А. Каратаева // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 6 (97). – С. 29-32. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50067933
- Механизм функционирования социального партнерства в системе дошкольного образования / Ю.О. Галущинская // Проблемы современного педагогического образования – 2022. – № 77 (3). С.23-25. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50074065.
- Технология разработки виртуальной экскурсии по ознакомлению дошкольников с профессиями / Ю.О. Галущинская, О.В. Вакуленко // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. материалы XIII Международной научно-практической конференции. Шадринск, 2022. С. 477-488. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237154.
- К проблеме ранней профориентации творчески одаренных дошкольников / О.В. Вакуленко, Ю.О. Галушинская, Н.В. Скоробогатова // Психология образования: сопровождение развития способностей и одаренности обучающихся : материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, 24 ноября 2022 г.; отв. ред. С.В. Истомина. – Шадринск : ШГПУ, 2023. – С. 149-156. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54393879.
- Определение структуры готовности педагога ДОО к проектированию образовательной профориентационной среды / Ю.О. Галущинская, И.В. Колмогорова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 октября 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – С. 47-58. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237090
- Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в процессе формирования начал инженерно-технического мышления / Л.Г. Касьянова // Проблемы социальной сферы и образования: история, современность, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 18 мая 2022 г.; / Шадр. гос. пед. ун-т, отв. ред. О.В. Вакуленко, Ю.О. Галущинская., 2022. – 275 с. – С. 35-40. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50247794.
- Изучение авторских методик ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий / Л.Г. Касьянова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 октября 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – С. 526-535. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237160.
- Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессией ветеринара / Н.А. Каратаева // Зi: intellect, idea, innovation – интеллект, идея, инновация // Научный журнал – Костанай. – № 4. С. 231-236. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50158044
- Ознакомление с миром профессий детей дошкольного возраста в процессе организации развивающей предметно-пространственной среды / Н.Ю. Ган, Л.И. Пономарева, Н.В. Скоробогатова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 октября 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – С. 496-501. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237156.
- Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессией ученого / Н.А. Каратаева // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. материалы XIII Международной научно-практической конференции. Шадринск, 2022. С. 514-525. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237159
- Ранняя профориентация на профессию педагога: методический аспект / О.В. Крежевских // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 октября 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – С. 99-105. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237096.
Прикладная НИР
Период реализации: 2021-2022гг.
Руководитель - Ипполитова Н.В.
Исполнители: Елизова Е.И., Каратаева Н.А., Касьянова Л.Г., Крежевских О.В., Москвина И.В.
Ключевые пользователи результатов
- воспитанники дошкольных образовательных учреждений, педагоги дошкольного образования;
- учащиеся начальных классов, учителя начальных классов;
- родители;
- педагоги системы дополнительного образования;
- студенты педагогических направлений подготовки
Партнеры по внедрению (апробации)
- Субъекты РФ (Вологодская, Курганская, Московская области, Республики: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Чувашская)
- Республика Беларусь (Учреждение образования «Барановичский государственный университет»)
- Республика Казахстан (Таразский региональный университет им. М.Х.Дулати)
- Кыргызская Республика (Ошский гуманитарно-педагогический институт им. А.Ж. Мырсабекова)
Основные результаты НИР
2021 год:
- проведено исследование, направленное на изучение опыта и роли этнопедагогики в системе российского общего образования;
- разработан критериально-диагностический аппарат для исследования профессиональной готовности педагогов начального общего образования к реализации потенциала этнопедагогики;
- этнопедагогические технологии в образовательном процессе начальной школы описаны в учебно-методическом пособии для педагогов, реализующих программы начального общего образования «Этнокультурное образование детей младшего школьного возраста»;
- разработана рабочая программа факультатива «Этнокультурное образование в условиях ФГОС» для студентов педагогических направлений подготовки;
- подготовлена рабочая тетрадь для обучающихся 2 класса по внеурочной деятельности «Мы живем в России» на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;
- разработана педагогическая модель реализации потенциала этнопедагогики в становлении этнокультурной образованности подрастающего поколения.
2022:
- На основе системного, культурологического, личностно-деятельностного и этнопедагогического подходов разработана педагогическая модель реализации потенциала этнопедагогики в становлении этнокультурной образованности подрастающего поколения, отражающая интеграцию этнопедагогического и краеведческого содержания образования с учетом реализации современного ФГОС НОО и включающая следующие блоки: целевой, блок теоретико-методологического обоснования, содержательный, технологический и результативно-рефлексивный;
- разработан механизм внедрения этнопедагогики в учебные предметы основной образовательной программы начального общего образования, заключающийся в следующих этапах: 1) изучение особенностей этнокультуры учителей; 2) включение в содержание курсов повышения квалификации этнопедагогического и краеведческого компонентов; 3) формирование учителями пула этнопедагогических средств для включения в учебные предметы основной образовательной программы начального общего образования; 4) апробация педагогической модели реализации потенциала этнопедагогики в становлении этнокультурной образованности подрастающего поколения;
- проведено исследование, направленное на изучение особенностей этнокультуры учителей, выделено пять категорий педагогов в зависимости от уровня их этнокультуры: «хранителей этнокультурного диалога» характеризует глубокое понимание необходимости межкультурного обмена среди представителей различных культур, уважение и внутреннее принятие национальных традиций, обычаев, религиозных отличий; «транслятора этнокультуры региона» отличает высокая степень проявления внутреннего личностного отношения к этнокультуре региона, активное желание транслировать личный этнопедагогический опыт; «почитатель этнокультуры» уважительно, с интересом относится к этнокультуре региона, но не готов транслировать ее и активно применять в образовательном процессе; «сторонник единого содержания образования для всех этносов» отрицает значимость этнопедагогизации образовательного процесса современной школы, а «разочаровавшийся» не видит смысла в ней. С учетом уровня этнокультуры учителей наблюдается неравномерное распределение данных категорий педагогических работников в образовательном пространстве России;
- раскрыт потенциал игрового фольклора в этнокультурном воспитании детей младшего школьного возраста.
В результате исследования внедрена педагогическая модель реализации потенциала этнопедагогики в становлении этнокультурной образованности детей младшего школьного возраста.
Образовательные продукты:
- Педагогическая модель реализации потенциала этнопедагогики;
- Практические задания для обучающихся 2 класса по внеурочной деятельности «Мы живем в России» на основе требований ФГОС НО;
- Рабочая программа факультатива для студентов педагогических направлений подготовки;
- этнопедагогические технологии в образовательном процессе начальной школы и дошкольного образования;
- программа курсов повышения квалификации педагогов «Этнокультурное образование в условиях ФГОС».
Основные публикации по теме:
- Мы живем в России: рабочая тетр.по внеуроч.деятельности для учащихся 2 кл.общеобразоват. организаций/ Е.И. Елизова, Н.А. Каратаева, Л.Г. Касьянова, И.В. Москвина; Шадр.гос.пед.ун-т; худож.М.А. Харина. – Шадринск: ШГПУ, 2022. – 49 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=47992059
- Практико-ориентированные задачи в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) / Л.Г. Светоносова ; Шадр. гос. пед. ун-т . – Чебоксары : Среда, 2022. – 68 с. ISBN 978-5-907561-68-7. https://elibrary.ru/item.asp?id=49612648
- Этнокультурное образование детей младшего школьного возраста : учеб.- метод. пособие для бакалавров направлений подготовки: 44.03.01 Пед. образование, 44.03.02 Психол.-пед. образование / Н.А. Каратаева, Л.Г. Касьянова, И.В. Москвина ; Шадр. гос. пед. ун-т. – Электрон. текст. дан. (0,754 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 110 с. – Систем. требования: IBM PC, AdobeAcrobatReader 8 или выше; DVD-ROM. – Загл. с экрана. https://elibrary.ru/item.asp?id=48279699
- Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the Э918 context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 599 с. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: IBM PC, Adobe Acrobat Reader 8 или выше; DVD-ROM. – Загл. с экрана. https://elibrary.ru/item.asp?id=48154478
- Крежевских О. В. Выявление типов учителей начальных классов в зависимости от их этнокультуры // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 1 (61). – С. 10-23. https://elibrary.ru/item.asp?id=50331444
- Касьянова Л.Г. Педагогическое сопровождение учителей в этнокультурном образовании младших школьников средствами народных игр // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-2. – С. 229-232. https://elibrary.ru/item.asp?id=50363690
- Москвина, И.В. Игровой фольклор как средство этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста / И.В. Москвина // Начальная школа. – 2022. – № 12. – С. 12-15. https://elibrary.ru/item.asp?id=49960736
- Касьянова Л.Г. Этнокультурное образование младших школьников посредством народных игр в разных регионах России // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы : материалы XIII Международной научно-практической конференции, Шадринск, 21 октября 2022 года. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2022. – С. 535-544. https://elibrary.ru/item.asp?id=50237161
- Москвина И.В. Воспитание детей в национальных традициях средствами русских народных игр // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы : материалы XIII Международной научно-практической конференции, Шадринск, 21 октября 2022 года. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2022. – С. 607-613. https://elibrary.ru/item.asp?id=50237170
- Касьянова Л.Г. Педагогический потенциал народных игр в этнокультурном образовании младших школьников // Начальная школа. – 2023. – № 5. – С. 51-55. https://elibrary.ru/item.asp?id=52689614
Прикладная НИР
Руководитель - Л.И. Пономарева
Исполнители: Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова, Н.Ю. Ган, И. В. Колмогорова, Л.Г. Светоносова
Ключевые пользователи результатов
- школьники 10-11 классов, родители
- студенты педагогических вузов
- учителя, преподаватели вузов и педагоги системы дополнительного образования
Партнеры по внедрению (апробации)
Субъекты РФ:
- Пермский край
- Свердловская область
- Тюменская область
- Курганская область
- Челябинская область
- Нижегородская область
- Ханты-Мансийский автономный округ
Основные результаты НИР
2021 год:
- Обобщен опыт интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования в системе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач.
- Обоснованы теоретико-методологические подходы к разработке концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
- Выявлены условия, обеспечивающие подготовку будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования: создание интеллектуально-дидактической образовательной среды; создание банка практико-ориентированных кейс-ситуаций; включение студентов в профессионально-ориентированную деятельность; организация практико-ориентированной площадки взаимодействия вуза, школы и дополнительного образования.
- Разработана концепция подготовки будущих педагогов к решению практических профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
- Разработана модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
2022:
- Разработана и апробирована программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования для реализации в разных субъектах РФ.
- Методические рекомендации по использованию комплекса проблемных практико-ориентированных задач в образовательном процессе педагогического вуза.
Образовательные продукты:
- Подготовка будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : учебно-методическое пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вуза направления подготовки «44.00.00 Образование и педагогические науки» / Л.И. Пономарева, Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова [и др.]; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, каф. дошк. и соц. образования. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 128 с. ISBN 978-5-907411-99-9. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47803535
- Практико-ориентированные задачи в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) / Л.Г. Светоносова ; Шадр. гос. пед. ун-т . – Чебоксары : Среда, 2022. – 68 с. ISBN 978-5-907561-68-7. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49612648
- Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки П784 будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : для магистрантов направлений подготовки 44.03.01 Пед. образование, 44.03.02 Психол.-пед. образование / Л.И. Пономарева [и др.] ; под общ. ред. Л.И. Пономаревой. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 135 с. ISBN 978-5-87818-672-8. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53751405
Основные публикации по теме:
- Аналитико-рефлексивные задачи как средство формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Л. П. Качалова, Л. Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – No – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47830269
- Культурологический подход в подготовке будущих педагогов в условиях интеграции образовательных систем / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – С. 569-575.– https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48154581
- Подготовка будущих педагогов в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования / Н.Ю. Ган, Л.И. Пономарёва // Образовательный Вестник «Сознание». – 2021. – Том. 23. – №9. – С. 12-19. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46529042
- Понятие, виды и характеристика практико-ориентированных кейс-ситуаций, используемых в подготовке будущих педагогов / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова // Вестник ШГПУ. - 2021. - № 4. – с. 73- 75. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48418038
- Практико-ориентированные механизмы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. – Научный журнал : - Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып.72. – Ч. 4.- С. 218-221. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47793974
- Роль практико-ориентированных ситуаций в процессе формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Светоносова Л.Г. // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров). – Сборник материалов VI Междун. научно-практич. конфер. 8 декабря 2021 г. – Махачкала: АЛЕФ, 2021. - С. 393-396. – https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47926142_49462563.pdf
- Этнопедагогические практико-ориентированные ситуации как средство формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач: / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова // Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – С. 551-559. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48154578
- Педагогическая режиссура практико-ориентированного семинарского занятия в процессе формирования готовности будущего учителя к решению профессионально-педагогических задач / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова Л.Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №3. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49447186
- Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию / Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. Образовательный Вестник «Сознание» /– 2022. – Том. 24. – №11 / 2022. – Volume. 24. – №11. – С. 12-19 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-12-19
- Рефлексивный практикум как условие формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Л.П. Качалова Л.Г. Светоносова // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2022. - № 1. – С. 14–18. DOI: 10.54348/SciS.2022.1.2 https://elibrary.ru/item.asp?id=48175284
- Ипполитова, Н. В. Cистемный подход как методологическая основа подготовки студентов педвуза к решению профессиональных задач / Н. В. Ипполитова // Язык и актуальные проблемы образования : Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию российского ученого-педагога, академика Ушаковой О.С., Москва, 15 декабря 2021 года. – Ярославль: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования", 2022. – С. 246-250. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48862140
- Супервизия как педагогическое условие процесса формирования профессиональной компетенции начинающих педагогов / Л.Г. Светоносова, А.А. Ли // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №4 (Т.10). – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49810788
- Функциональная роль ситуации неопределенности в формировании готовности будущих педагогов к решению профессионально-педагогических задач / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская, Л.Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №5. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49986654
- Целевые ориентиры подготовки студентов педагогических вузов в системе интеграции образовательных уровней / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Детство, открытое миру: сборн. мат-лов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск. – 2022. – С. 272-273. https://elibrary.ru/item.asp?id=48134522
Адекватность передачи структуры образа персонажа при переводе художественного текста
Белозерцев, А. В. Адекватность передачи структуры образа персонажа при переводе художественного текста : монография / А. В. Белозерцев, О. С. Долганова ; Шадр. гос. пед. ун-т, Каф. теории и практики герман. яз. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 114 с. : цв. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 108-113. - ISBN 978-5-87818-655-1. - Текст : электронный.
Монография представляет собой подробное исследование специфики и проблем перевода структуры образа персонажа художественного текста.
Монография предназначена широкому кругу лиц, заинтересованных проблематикой адекватного и эквивалентного перевода художественного текста.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Литературный процесс в Курганской области в начале 1970-х гг.
Борисов, С. Б. Литературный процесс в Курганской области в начале 1970-х гг. (по материалам газеты "Молодой ленинец") : монография / С. Б. Борисов ; Шадр. гос. пед. ун-т, Центр культур.-антрополог. исследований, Каф. филологии и социогуманитар. дисциплин. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 199 с. : цв. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 198. - ISBN 978-5-87818-651-3. - Текст : электронный.
Монография представляет собой подробное исследование литературного процесса в Курганской области в 1970-1973 гг. на материалах областной молодѐжной газеты «Молодой ленинец».
Монография предназначена историкам российской литературы ХХ века, историкам культуры Урала и Сибири, а также всем интересующимся региональными изводами отечественного литературного процесса.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Литературный процесс на Южном Урале (1920-1960-е гг.)
Борисов, С. Б. Литературный процесс на Южном Урале (1920-1960-е гг.) : монография / С. Б. Борисов ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 130 с. : цв. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 128-129. - ISBN 978-5-87818-640-7. - Текст : электронный.
Монография представляет собой подробное исследование литературного процесса на Южном Урале 1920–1960-х гг., включающее описание деятельности литературных объединений, выпуск книг и альманахов, а также характеристику отдельных литературных произведений.
Монография предназначена историкам российской литературы, а также всем интересующимся региональными изводами отечественного литературного процесса.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Образы девочек в русской советской литературе для детей
Борисов, С. Б. Образы девочек в русской советской литературе для детей : монография / С. Б. Борисов ; Шадр. гос. пед. ун-т, Центр культур.-антрополог. исследований, Каф. филологии и социогуманитар. дисциплин. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 115 с. : цв. : рис. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 113-114. - ISBN 978-5-87818-669-8. - Текст : электронный.
Монография представляет собой первый в отечественной науке опыт типологизации девичьих образов в произведениях русской советской литературы для детей.
Монография предназначена для специалистов в области истории отечественной литературы для детей, для изучающих взаимодействие массовой культуры и литературного образования, для широкого круга гуманитариев, для школьных учителей литературы и работников учреждений дошкольного воспитания.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования
Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : для магистрантов направлений подгот. 44.03.01 Пед. образование, 44.03.02 Психол.-пед. образование / Л. И. Пономарева, Н. Ю. Ган, Ю. М. Едиханова [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Пономаревой. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 135 с. : цв. : табл. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 11-12. - ISBN 978-5-87818-672-8. - Текст : электронный.
В программе представлены технологические аспекты разработанной концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
Программа разработана в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной НИР по теме «Разработка концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования» № 073-00095-22-02 от 08 апреля 2022 года.
Программа может быть полезна студентам, обучающимся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (степень – магистр) при изучении дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Развитие образовательной организации в условиях изменений», «Управление качеством образования», при прохождении производственной практики.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru
Кладовая ремесел Южного Зауралья
Прохорова, А.В. Кладовая ремесел Южного Зауралья : прогр. внеуроч. деятельности для учащихся нач. кл. (1-4 кл.) / А.В. Прохорова, Н.С. Стерхова ; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. теории и методики начал. образования, Центр науч.-метод. поддержки педагогов и помощи учащимся нач. кл. – Шадринск : ШГПУ, 2023. – 90 с. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - Доступ из ЭБ Труды преподавателей ШГПУ, для зарегистрир. пользователей. - Библиогр.: с. 84-87. - ISBN 978-5-87818-683-4. - Текст : электронный.
Данное издание содержит материалы программы внеурочной деятельности, ориентированной на приобщение обучающихся 1-4 классов начальной школы к народным ремеслам и промыслам Южного Зауралья. Программа рассчитана на 4 года и предполагает погружение учащихся младших классов в различные виды художественно-творческой деятельности на доступном для них уровне – вышивку, лозоплетение, лепку из глины, роспись по дереву, создание изразцов из солѐного теста, ковроткачество и т.д. Погружение детей в данные виды деятельности основывается на принципе постепенного усложнения краеведческого материала о теории, истории и техниках того или иного промысла, либо ремесла.
Материалы предлагаемого издания могут быть использованы учителями в ходе организации внеурочной деятельности в начальных классах, а также педагогами дополнительного образования и студентами вуза, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» в ходе производственной практики.
По вопросам приобретения издания обращаться в Центр цифровой печати ШГПУ kmb.shgpu@mail.ru