Научная деятельность

Научно-методический центр сопровождения педагогических кадров «Современные технологии раннего развития детей»

Руководитель – доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования Пономарева Л.И.

Научная лаборатория Возрастная педагогика и педагогические технологии

Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Качалова Л.П.


Научно-практический центр Калейдоскоп

Руководитель – кандидат филологических наук, доцент Милованова Л.А.


Центр непрерывного педагогического образования

Руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ипполитова Н.В.


Центр научно-методической поддержки школьников (естественнонаучное направление).

Руководитель – старший преподаватель Павлова Н.В.


Научно-методический центр этнопедагогики

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Касьянова Л.Г.

Центр поддержки производственных систем и предпринимательства

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Бурнашева Э.П.


Центр культурно-антропологических исследований

Руководитель – доктор культурологии, доцент Борисов С.Б.


Юридическая клиника Центра правовой помощи

Руководитель – кандидат юридических наук, доцент Сычева Н.В.


Центр духовно-нравственного воспитания

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Чипинова Н.Ф.


Научно-методический Центр филологического образования и коммуникационных практик

Руководитель – кандидат филологических наук, доцент Семенова Ю.А.

Научно-образовательный центр «Лингводидактика в системе инновационного иноязычного образования»

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Дубаков А.В.

Научная лаборатория Педагогическая психология и психолого-педагогического сопровождение и поддержка развития ребенка

Руководитель – кандидат психологических наук, доцент Быкова Е.А.

Научная лаборатория Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка

Руководитель – кандидат педагогических наук, Алексеев И.А.

Научные школы

Научная школа «Культурно-антропологические исследования российской повседневности XX – начала XXI вв.»

 Руководитель – Борисов Сергей Борисович, ведущий научный сотрудник, доктор культурологии, доцент, профессор


Научная школа «Непрерывное педагогическое образование»

 Руководитель – Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор


Научная школа «Личностно-ориентированный подход в педагогическом образовании»

 Руководитель – Качалова Людмила Павловна, зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор


Научная школа «Концептуально-технологические основы раннего развития детей»

 Руководитель – Пономарева Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор


Научная школа «Россия и организация защиты СИБИРИ в конце XVI – XVIII вв.»

 Руководитель – Пузанов Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор

Государственные задания

Прикладная НИР

Период реализации: 2023г.

Руководитель – Семенова Ю.А.

Исполнители:  Борисов С.Б., Ланцевская Н.Ю., Милованова Л.А., Харлова Н.М., Ястремская Ю.А.

 

Ключевые пользователи результатов

  • Педагогические работники высшего образования
  • Педагогические работники среднего профессионального образования
  • Учителя основного и среднего (полного) образования
  • Обучающиеся высшего образования, среднего профессионального образования, основного и среднего (полного образования)

 

Партнеры по внедрению (апробации)

Высшие учебные заведения:

  • ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
  • ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
  • ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Образовательные организации:

  • школы Сибирского федерального округа
  • школы Уральского федерального округа
  • школы Центрального федерального округа
  • школы Приволжского федерального округа
  • школы Республики Крым

 

Цель: теоретически обосновать и спроектировать систему целостности литературного образования в образовательных организациях общего и среднего (полного) образования.

 

Основные результаты НИР:

  1. Выявлены ключевые причины нарушения связей предметно-понятийного аппарата и литературы как процесса и системы у обучающихся при освоении литературы на разных ступенях обучения.
  2. Спроектирована система целостности литературного образования для ступеней основного и среднего (полного) образования с опорой на учебно-методические комплексы, созданные в рамках реализации Федеральных рабочих программ по литературе.
  3. Разработан методический инструментарий по формированию системы целостности литературного образования для ступеней основного и среднего (полного) образования.

 

 

Основные публикации по теме:

  1. Русская литература 5-9 классы: литературный процесс : учебно-методическое пособие / Ю.А. Семенова, Н.Ю. Ланцевская, Ю.А. Ястремская ; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. филологии и социогуманитар. дисциплин, Науч.-метод. центр филолог. образования и коммуникац. практик. – Шадринск : ШГПУ, 2023. – 94 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60057240
  2. Историко-культурный комментарий к произведениям школьной программы (поэзия Александра Блока и Владимира Маяковского) : монография / С.Б. Борисов; Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. филологии и социогуманитар. дисциплин, Центр культурно-антропологических исследований. – Шадринск : ШГПУ, 2023. – 139 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60021585
  3. Развитие речи на уроках литературы в средней школе /Харлова Н.М. // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 6. – С. 121-134. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59928128
  4. Романтизм как часть системы художественных методов в литературе /Ланцевская Н.Ю. // Мир науки, культуры, образования. – 31 декабря 2023. – № 6(103). – С. 527-529. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59756210
  5. Формирование нравственных ориентиров у обучающихся на уроках литературы /Семенова Ю.А. // Мир науки, культуры, образования. – 31 декабря 2023. – № 6(103). – С. 300-304. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59756124
  6. Историко-культурный комментарий как необходимое условие эффективного освоения школьной программы по литературе /Борисов С.Б. // Педагогика. Вопросы теории и практики 2024. Т. 9. № 7. С. 635-641. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68540834
  7. Историко-культурный комментарий как механизм обеспечения целостного освоения произведений русской советской литературы 1920–1930-х гг. /Борисов С.Б. // Мир науки. Педагогика и психология 2024. Т. 12. № 2. С. 13. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68564816
  8. Методы и приемы организации работы над речевыми ошибками учащихся на уроках литературы в средней школе /Харлова Н.М.// Педагогическое образование в России. – 2024. – № 3. – С. 200-211. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68520544
  9. Изучение литературы модернизма в системе литературных направлений /Семенова Ю.А. // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 75-83. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60775320
  10. Внеурочная работа по литературе как компонент системного литературного образования /Ястремская Ю.А. // Мир науки, культуры, образования. – 29 февраля 2024. – № 1 (104). С.121-124. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63020804

 

Фундаментальная НИР

Период реализации: 2023г.

Руководитель - Л.И. Пономарева

Исполнители: Е.А. Быкова, С.В. Истомина, Ю.М. Едиханова, Е.А. Волгуснова, О.В. Коновалова, О.А. Спицина, Е.А. Шерешкова

 

Ключевые пользователи результатов

  • Образовательные организации, осуществляющие подготовку психолого-педагогических классов
  • обучающиеся старших классов
  • классные руководители и психологи образовательных учреждений
  • педагоги и психологи, работающие в психолого-педагогических классах
  • члены администрации образовательных учреждений

 

Партнеры по внедрению (апробации)

  • Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1», г. Сургут
  • МКОУ «Гимназия», г. Надым
  • МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65», г. Чебоксары
  • МАОУ «Гимназия № 202 «МЕНТАЛИТЕТ», г. Екатеринбург
  • МКОУ «Гимназия № 9», г. Шадринск
  • МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Шадринск
  • МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 2», Курганская область
  • МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Щучье
  • МБОУ «Катайская средняя общеобразовательная школа № 1», г. Катайск
  • МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», город Шумиха Курганской области

 

Цель: разработать стратегии и тактики развития педагогической одаренности старшеклассников

 

Основные результаты НИР:

  1. Проанализировано современное состояние проблемы развития педагогической одаренности старшеклассников.
  2. Определены теоретико-методологические подходы к разработке концепции развития педагогической одаренности старшеклассников:

  - на общенаучном уровне – системно-стратегический подход;

  - на конкретно-научном – профессионально-личностный подход;

  - на технологическом – деятельностно-тактический подход.

  1. Разработана модель развития педагогической одаренности старшеклассников.
  2. Теоретически обоснованы и верифицированы принципы, факторы, закономерности развития педагогической одаренности старшеклассников.
  3. Выявлены условия развития педагогической одаренности старшеклассников.
  4. Разработан практический инструментарий, представленный через стратегии и тактики развития педагогической одаренности старшеклассников.
  5. Разработана и апробирована с учетом обозначенных стратегий и тактик программа развития педагогической одаренности старшеклассников.
  6. Разработаны методические рекомендации по моделированию процесса развития педагогической одаренности обучающихся школ с целью подготовки к осознанному выбору профессии учителя.
  7. Представлены разработанные стратегии и тактики развития педагогической одаренности старшеклассников в учебно-методическом пособии.

 

Образовательные продукты:

  • Модель развития педагогической одаренности старшеклассников;
  • Программа развития педагогической одаренности старшеклассников;
  • Стратегии и тактики развития педагогической одаренности старшеклассников;
  • Методические рекомендации по моделированию процесса развития педагогической одаренности обучающихся школ с целью подготовки к осознанному выбору профессии учителя.

 

Основные публикации по теме:

  1. Теоретические и прикладные аспекты развития педагогической одаренности школьников : учеб.-метод. пособие для специалистов, работающих с психол.-пед. кл. / Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и пе дагогики, Каф. психологии развития и пед. психологии ; сост. Е.А. Быкова [и др.]. – Курск, 2023. – 252 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56018471
  2. Пономарёва Л.И., Шерешкова Е.А. Реализация стратегии развития педагогической одаренности старшеклассников в условиях психолого-педагогических классов // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 6. – С. 90-99 https://elibrary.ru/item.asp?id=59928125
  3. Быкова Е.А., Истомина С.В. Представления педагогов о развитии ранней педагогической одарённости обучающихся старших классов // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-3. – С. 326-329. https://elibrary.ru/item.asp?id=59553900
  4. Коновалова О.В. Развитие коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся педагогических классов как компонента педагогической одаренности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. – № 4(60). – С. 30-39. https://elibrary.ru/item.asp?id=63503735
  5. Спицына О.А., Едиханова Ю.М. К проблеме соотношения интеллектуальных творческих и речевых способностей у педагогически одарённых школьников //
    Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 102-1. С. 149-152. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54802165.
  6. Едиханова, Ю. М. Развитие интеллектуальных и речевых способностей у обучающихся с педагогической одаренностью (обучающихся психолого-педагогических классов) / Ю. М. Едиханова, О. А. Спицына // Педагогический вестник. – 2023. – № 30. – С. 35-37. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=57862887

Фундаментальная НИР

Период реализации: 2022 г.

Руководитель - Пономарева Л.И.

Исполнители: Быкова Е.А., Истомина С.В., Едиханова Ю.М., Волгуснова Е.А., Коновалова О.В., Спицина О.А., Шерешкова Е.А.

 

Ключевые пользователи результатов

  • обучающиеся старших классов
  • классные руководители и психологи образовательных учреждений
  • педагоги и психологи, работающие в психолого-педагогических классах
  • члены администрации образовательных учреждений

 

Партнеры по внедрению (апробации)

  • Лицей №1, Гимназия №9, СОШ №2, СОШ №20, СОШ №10, СОШ №8, г. Шадринск, Курганская обл.
  • Психолого-педагогический класс на базе СОШ №5 г. Реж, Свердловская обл.

 

Основные результаты НИР

  • Концепция раннего выявления педагогической одарённости обучающихся
  • Структурные компоненты ранней педагогической одаренности
  • Модель психолого-педагогического сопровождения развития педагогической одарённости обучающихся
  • Условия, обеспечивающие раннее выявление и развитие педагогической одарённости обучающихся
  • Программа развития педагогической одарённости обучающихся

 

Образовательные продукты:

  • модель психолого-педагогического сопровождения развития педагогической одарённости подростков и старшеклассников;
  • программа развития педагогической одарённости подростков и старшеклассников.

 

Основные публикации по теме:

  1. Ранняя педагогическая одарённость обучающихся: инструменты выявления и сопровождения: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки «Образование и пед. науки» / Быкова Е.А., Волгуснова Е.А., Едиханова Ю.М., Истомина С.В., Коновалова О.В., Спицына О.А., Шерешкова Е.А.; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. психологии развития и пед. психологии ; сост. Е.А. Быкова, Е.А. Волгуснова, С.В. Истомина [и др.]. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2022. – 119 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=50043050
  2. Ранняя педагогическая одаренность : монография / Л.И. Пономарёва, Е.А. Быкова, Е.А. Волгуснова [и др.]; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. психологии развития и пед. психологии; отв. ред. Е.А. Шерешкова. – Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2022. – 228 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=50125064
  3. Пономарева Л.И., Истомина С.В., Шерешкова Е.А., Быкова Е.А. Проблема педагогической одарённости: дефинитивная характеристика, диагностика, компонентный состав // Перспективы науки и образования. – 2022. - № 6. – С.367-384. https://elibrary.ru/item.asp?id=50016523
  4. Едиханова Ю.М., Спицына О.А.//Возможности нейропсихологического подхода в развитии интеллекта как компонента педагогической одаренности школьников Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2022. – Вып. 77. – Ч. 3. – С. 259-262. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50074147
  5. Спицына О.А., Едиханова Ю.М Взаимосвязь интеллекта и показателей речевой одаренности в структуре ранней педагогической одаренности // Казанский педагогический журнал. 2022. № 5 (154). С. 172-177. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49820090
  6. Волгуснова Е.А., Коновалова О.В., Шерешкова Е.А. Исследование роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности у старшеклассников // Казанский педагогический журнал. – 2022. – №6 (155). – С. 196-202. https://elibrary.ru/item.asp?id=50011830.
  7. Пономарева, Л.И., Ган Н.Ю. Проблема детской одаренности: феноменологическая и дефинитивная характеристики // Образовательный вестник Сознание. – 2022. – Т. 24, № 10. – С. 29-37. https://elibrary.ru/item.asp?id=49550070
  8. Истомина С.В. Психодинамические особенности обучающихся в структуре педагогической одаренности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2022. – № 4(56). – С. 97-103. https://elibrary.ru/item.asp?id=54517640
  9. Волгуснова Е.А. Исследование креативности как компонента ранней педагогической одаренности у старшеклассников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2022. – № 4(56). – С. 91-97. https://elibrary.ru/item.asp?id=54517639
  10. Коновалова О.В. Исследование коммуникативной и организаторской склонности у старшеклассников как специального компонента их педагогической одаренности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2022. – № 4(56). – С. 43-46. https://elibrary.ru/item.asp?id=54517629
  11. Шерешкова Е.А. Профессиональные пробы как средство раннего выявления педагогической одаренности школьников // Мир человека в фокусе психологических метапрактик : Материалы VIII Сибирского психологического форума (Международной научной конференции), Томск, 21–22 ноября 2022 года / Под редакцией И.А. Филенко. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2022. – С. 135-137. https://elibrary.ru/item.asp?id=50048905
  12. Шерешкова Е.А. К проблеме раннего выявления педагогической одаренности школьников // Психология способностей и одаренности : Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 24–25 ноября 2022 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. – С. 195-198. https://elibrary.ru/item.asp?id=50302605

Прикладная НИР

Период реализации: 2022 г.

Руководитель – Скоробогатова Н.В.

Исполнители:  Пономарева Л.И., Ган Н.Ю., Галущинская Ю.О., Вакуленко О.В., Каратаева Н.А., Касьянова Л.Г., Колмогорова И.В., Крежевских О.В.

 

Ключевые пользователи результатов

  • воспитанники дошкольных образовательных учреждений;
  • педагоги дошкольного образования;
  • родители;
  • студенты педагогических вузов.

 

Партнеры по внедрению (апробации)

  • Детский сад №9 «Росинка»; №33 «Светлячок», г. Шадринск
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

 

Цель: теоретически обосновать и спроектировать образовательную среду ранней профориентации детей дошкольного возраста.

 

Основные результаты НИР:

  1. Проведено исследование, направленное на проектирование образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста, получены следующие результаты:

 - разработаны анкеты для педагогов ДОО, с целью определения их готовности к
 проектированию образовательной среды по ранней профориентации детей;

 - проведён анализ результатов анкетирования;

 - подготовлены аналитические справки.

  1. Обоснованы теоретико-методологические подходы к проектированию образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста:

- системный подход;

- личностно-ориентированный подход;

- интегративно-деятельностный подход.

  1. Выявлены, обоснованы и верифицированы условия, обеспечивающие проектирование образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста, представленные тремя группами: социокультурные, организационно-технологические и психолого-педагогические.
  2. Разработан раздел «Мир профессий» в парциальной образовательной программе дошкольного образования «Мы живем в Зауралье».
  3. Разработан проект образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста.
  4. Разработана модель проектирования образовательной среды по ранней профориентации.

 

Образовательные продукты:

  • Анкета для педагогов ДОО по определению их готовности к проектированию образовательной среды по ранней профориентации детей.
  • Раздел «Мир профессий» в парциальной образовательной программе дошкольного образования «Мы живем в Зауралье».
  • Проект образовательной среды ранней профориентации детей дошкольного возраста.
  • Банк дидактических игр для дошкольников по ознакомлению с миром профессий и трудом взрослых.
  • Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации на тему: «Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста по ранней профориентации».

 

Основные публикации по теме:

  1. Мы живем в Зауралье : парциальн. образоват. прогр. дошк. образования / Н.А. Каратаева, О. В. Крежевских ; Шадр. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., доп. И перераб. – Чебоксары : Среда, 2022. – 180 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50164707.
  2. Учебное пособие. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. дошк. и социал. образования ; сост. О.В. Вакуленко, Ю.О. Галущинская, Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 182 с. ISBN 978-5-87818-685-8 https://elibrary.ru/item.asp?id=54312189
  3. Выявление готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации / Пономарева Л. И., Крежевских О. В., Колмогорова И. В., Скоробогатова Н. В. // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 2 (60) – С. 677-692. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52657776.
  4. Педагогические условия реализации профориентации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / Пономарёва Л.И., Ган Н.Ю. // Образовательный Вестник «Сознание». – 2022. – Том. 24. – №9 – С. 12-21. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49549512.
  5. К проблеме готовности педагогов к ранней профориентации дошкольников / О. В. Вакуленко // Проблемы современного педагогического образования – 2022. – № 7 (2). – С.65-68. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50363626
  6. Педагогические условия проектирования образовательной среды ранней профориентации детей в дошкольной образовательной организации / Л.Г. Касьянова // Образовательный вестник «Сознание». – 2022. – Том 24. – № 11. С. 66-73. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49840441.
  7. Определение критериев готовности педагога к проектированию образовательной среды по ранней профориентации дошкольников / Ю.О. Галущинская // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №77 (2). – С. 97-100. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50363639.
  8. Ранняя профориентация дошкольников: на примере реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» / Н.А. Каратаева // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 6 (97). – С. 29-32. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50067933
  9. Механизм функционирования социального партнерства в системе дошкольного образования / Ю.О. Галущинская // Проблемы современного педагогического образования – 2022. – № 77 (3). С.23-25. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50074065.
  10. Технология разработки виртуальной экскурсии по ознакомлению дошкольников с профессиями / Ю.О. Галущинская, О.В. Вакуленко // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. материалы XIII Международной научно-практической конференции. Шадринск, 2022. С. 477-488. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237154.
  11. К проблеме ранней профориентации творчески одаренных дошкольников / О.В. Вакуленко, Ю.О. Галушинская, Н.В. Скоробогатова // Психология образования: сопровождение развития способностей и одаренности обучающихся : материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, 24 ноября 2022 г.; отв. ред. С.В. Истомина. – Шадринск : ШГПУ, 2023. – С. 149-156. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54393879.
  12. Определение структуры готовности педагога ДОО к проектированию образовательной профориентационной среды / Ю.О. Галущинская, И.В. Колмогорова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 октября 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – С. 47-58. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237090
  13. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в процессе формирования начал инженерно-технического мышления / Л.Г. Касьянова // Проблемы социальной сферы и образования: история, современность, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 18 мая 2022 г.; / Шадр. гос. пед. ун-т, отв. ред. О.В. Вакуленко, Ю.О. Галущинская., 2022. – 275 с. – С. 35-40. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50247794.
  14. Изучение авторских методик ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий / Л.Г. Касьянова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 октября 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – С. 526-535. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237160.
  15. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессией ветеринара / Н.А. Каратаева // Зi: intellect, idea, innovation – интеллект, идея, инновация // Научный журнал – Костанай. –  № 4. С. 231-236. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50158044
  16. Ознакомление с миром профессий детей дошкольного возраста в процессе организации развивающей предметно-пространственной среды / Н.Ю. Ган, Л.И. Пономарева, Н.В. Скоробогатова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 октября 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – С. 496-501. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237156.
  17. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессией ученого / Н.А. Каратаева // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. материалы XIII Международной научно-практической конференции. Шадринск, 2022. С. 514-525. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237159
  18. Ранняя профориентация на профессию педагога: методический аспект / О.В. Крежевских // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 октября 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – С. 99-105. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50237096.

Прикладная НИР

Период реализации: 2021-2022гг.

Руководитель - Ипполитова Н.В.

Исполнители: Елизова Е.И., Каратаева Н.А., Касьянова Л.Г., Крежевских О.В., Москвина И.В.

 

Ключевые пользователи результатов

  • воспитанники дошкольных образовательных учреждений, педагоги дошкольного образования;
  • учащиеся начальных классов, учителя начальных классов;
  • родители;
  • педагоги системы дополнительного образования;
  • студенты педагогических направлений подготовки

 

Партнеры по внедрению (апробации)

  • Субъекты РФ (Вологодская, Курганская, Московская области, Республики: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Чувашская)
  • Республика Беларусь (Учреждение образования «Барановичский государственный университет»)
  • Республика Казахстан (Таразский региональный университет им. М.Х.Дулати)
  • Кыргызская Республика (Ошский гуманитарно-педагогический институт им. А.Ж. Мырсабекова)

Основные результаты НИР

2021 год:

  • проведено исследование, направленное на изучение опыта и роли этнопедагогики в системе российского общего образования;
  • разработан критериально-диагностический аппарат для исследования профессиональной готовности педагогов начального общего образования к реализации потенциала этнопедагогики;
  • этнопедагогические технологии в образовательном процессе начальной школы описаны в учебно-методическом пособии для педагогов, реализующих программы начального общего образования «Этнокультурное образование детей младшего школьного возраста»;
  • разработана рабочая программа факультатива «Этнокультурное образование в условиях ФГОС» для студентов педагогических направлений подготовки;
  • подготовлена рабочая тетрадь для обучающихся 2 класса по внеурочной деятельности «Мы живем в России» на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;
  • разработана педагогическая модель реализации потенциала этнопедагогики в становлении этнокультурной образованности подрастающего поколения.

 

 

 

2022:

  • На основе системного, культурологического, личностно-деятельностного и этнопедагогического подходов разработана педагогическая модель реализации потенциала этнопедагогики в становлении этнокультурной образованности подрастающего поколения, отражающая интеграцию этнопедагогического и краеведческого содержания образования с учетом реализации современного ФГОС НОО и включающая следующие блоки: целевой, блок теоретико-методологического обоснования, содержательный, технологический и результативно-рефлексивный;
  • разработан механизм внедрения этнопедагогики в учебные предметы основной образовательной программы начального общего образования, заключающийся в следующих этапах: 1) изучение особенностей этнокультуры учителей; 2) включение в содержание курсов повышения квалификации этнопедагогического и краеведческого компонентов; 3) формирование учителями пула этнопедагогических средств для включения в учебные предметы основной образовательной программы начального общего образования; 4) апробация педагогической модели реализации потенциала этнопедагогики в становлении этнокультурной образованности подрастающего поколения;
  • проведено исследование, направленное на изучение особенностей этнокультуры учителей, выделено пять категорий педагогов в зависимости от уровня их этнокультуры: «хранителей этнокультурного диалога» характеризует глубокое понимание необходимости межкультурного обмена среди представителей различных культур, уважение и внутреннее принятие национальных традиций, обычаев, религиозных отличий; «транслятора этнокультуры региона» отличает высокая степень проявления внутреннего личностного отношения к этнокультуре региона, активное желание транслировать личный этнопедагогический опыт; «почитатель этнокультуры» уважительно, с интересом относится к этнокультуре региона, но не готов транслировать ее и активно применять в образовательном процессе; «сторонник единого содержания образования для всех этносов» отрицает значимость этнопедагогизации образовательного процесса современной школы, а «разочаровавшийся» не видит смысла в ней. С учетом уровня этнокультуры учителей наблюдается неравномерное распределение данных категорий педагогических работников в образовательном пространстве России;
  • раскрыт потенциал игрового фольклора в этнокультурном воспитании детей младшего школьного возраста.

В результате исследования внедрена педагогическая модель реализации потенциала этнопедагогики в становлении этнокультурной образованности детей младшего школьного возраста.

 

Образовательные продукты:

  • Педагогическая модель реализации потенциала этнопедагогики;
  • Практические задания для обучающихся 2 класса по внеурочной деятельности «Мы живем в России» на основе требований ФГОС НО;
  • Рабочая программа факультатива для студентов педагогических направлений подготовки;
  • этнопедагогические технологии в образовательном процессе начальной школы и дошкольного образования;
  • программа курсов повышения квалификации педагогов «Этнокультурное образование в условиях ФГОС».

 

Основные публикации по теме:

  1. Мы живем в России: рабочая тетр.по внеуроч.деятельности для учащихся 2 кл.общеобразоват. организаций/ Е.И. Елизова, Н.А. Каратаева, Л.Г. Касьянова, И.В. Москвина; Шадр.гос.пед.ун-т; худож.М.А. Харина. – Шадринск: ШГПУ, 2022. – 49 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=47992059
  2. Практико-ориентированные задачи в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) / Л.Г. Светоносова ; Шадр. гос. пед. ун-т . – Чебоксары : Среда, 2022. – 68 с. ISBN 978-5-907561-68-7. https://elibrary.ru/item.asp?id=49612648
  3. Этнокультурное образование детей младшего школьного возраста : учеб.- метод. пособие для бакалавров направлений подготовки: 44.03.01 Пед. образование, 44.03.02 Психол.-пед. образование / Н.А. Каратаева, Л.Г. Касьянова, И.В. Москвина ; Шадр. гос. пед. ун-т. – Электрон. текст. дан. (0,754 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 110 с. – Систем. требования: IBM PC, AdobeAcrobatReader 8 или выше; DVD-ROM. – Загл. с экрана. https://elibrary.ru/item.asp?id=48279699
  4. Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the Э918 context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 599 с. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: IBM PC, Adobe Acrobat Reader 8 или выше; DVD-ROM. – Загл. с экрана. https://elibrary.ru/item.asp?id=48154478
  5. Крежевских О. В. Выявление типов учителей начальных классов в зависимости от их этнокультуры // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 1 (61). – С. 10-23. https://elibrary.ru/item.asp?id=50331444
  6. Касьянова Л.Г. Педагогическое сопровождение учителей в этнокультурном образовании младших школьников средствами народных игр // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-2. – С. 229-232. https://elibrary.ru/item.asp?id=50363690
  7. Москвина, И.В. Игровой фольклор как средство этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста / И.В. Москвина // Начальная школа. – 2022. – № 12. – С. 12-15. https://elibrary.ru/item.asp?id=49960736
  8. Касьянова Л.Г. Этнокультурное образование младших школьников посредством народных игр в разных регионах России // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы : материалы XIII Международной научно-практической конференции, Шадринск, 21 октября 2022 года. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2022. – С. 535-544. https://elibrary.ru/item.asp?id=50237161
  9. Москвина И.В. Воспитание детей в национальных традициях средствами русских народных игр // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы : материалы XIII Международной научно-практической конференции, Шадринск, 21 октября 2022 года. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2022. – С. 607-613. https://elibrary.ru/item.asp?id=50237170
  10. Касьянова Л.Г. Педагогический потенциал народных игр в этнокультурном образовании младших школьников // Начальная школа. – 2023. – № 5. – С. 51-55. https://elibrary.ru/item.asp?id=52689614

 

Прикладная НИР

 

Руководитель - Л.И. Пономарева

 

Исполнители: Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова, Н.Ю. Ган, И. В. Колмогорова, Л.Г. Светоносова

 

Ключевые пользователи результатов

  • школьники 10-11 классов, родители
  • студенты педагогических вузов
  • учителя, преподаватели вузов и педагоги системы дополнительного образования

 

Партнеры по внедрению (апробации)

Субъекты РФ:

  • Пермский край
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Курганская область
  • Челябинская область
  • Нижегородская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ

 

Основные результаты НИР

2021 год:

  • Обобщен опыт интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования в системе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач.
  • Обоснованы теоретико-методологические подходы к разработке концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
  • Выявлены условия, обеспечивающие подготовку будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования: создание интеллектуально-дидактической образовательной среды; создание банка практико-ориентированных кейс-ситуаций; включение студентов в профессионально-ориентированную деятельность; организация практико-ориентированной площадки взаимодействия вуза, школы и    дополнительного образования.
  • Разработана концепция подготовки будущих педагогов к решению практических профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования.
  • Разработана модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе интеграции высшего педагогического, общего и дополнительного образования.

 

2022:

  • Разработана и апробирована программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования для реализации в разных субъектах РФ.
  • Методические рекомендации по использованию комплекса проблемных практико-ориентированных задач в образовательном процессе педагогического вуза.

 

Образовательные продукты:

  1. Подготовка будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : учебно-методическое пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вуза направления подготовки «44.00.00 Образование и педагогические науки» / Л.И. Пономарева, Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова [и др.]; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, каф. дошк. и соц. образования. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 128 с. ISBN 978-5-907411-99-9. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47803535
  2. Практико-ориентированные задачи в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) / Л.Г. Светоносова ; Шадр. гос. пед. ун-т . – Чебоксары : Среда, 2022. – 68 с. ISBN 978-5-907561-68-7. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49612648
  3. Программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки П784 будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования : для магистрантов направлений подготовки 44.03.01 Пед. образование, 44.03.02 Психол.-пед. образование / Л.И. Пономарева [и др.] ; под общ. ред. Л.И. Пономаревой. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 135 с. ISBN 978-5-87818-672-8. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53751405

 

Основные публикации по теме:

  1. Аналитико-рефлексивные задачи как средство формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Л. П. Качалова, Л. Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – No – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47830269
  2. Культурологический подход в подготовке будущих педагогов в условиях интеграции образовательных систем / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – С. 569-575.– https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48154581
  3. Подготовка будущих педагогов в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования / Н.Ю. Ган, Л.И. Пономарёва // Образовательный Вестник «Сознание». – 2021. – Том. 23. – №9. – С. 12-19. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46529042
  4. Понятие, виды и характеристика практико-ориентированных кейс-ситуаций, используемых в подготовке будущих педагогов / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова // Вестник ШГПУ. - 2021. - № 4. – с. 73- 75. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48418038
  5. Практико-ориентированные механизмы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. – Научный журнал : - Ялта : РИО ГПА, 2021. – Вып.72. – Ч. 4.- С. 218-221. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47793974
  6. Роль практико-ориентированных ситуаций в процессе формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Светоносова Л.Г. // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров). – Сборник материалов VI Междун. научно-практич. конфер. 8 декабря 2021 г. – Махачкала: АЛЕФ, 2021. - С. 393-396. – https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47926142_49462563.pdf
  7. Этнопедагогические практико-ориентированные ситуации как средство формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач: / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова // Этнопедагогика в контексте современной культуры = Ethnopedagogy in the context of modern culture : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 09 октября 2021 г. / Междунар. акад. наук пед. образования [и др.] ; отв. ред. Н. А. Каратаева. – Электрон. текст. дан. (3,06 Мб). – Шадринск : ШГПУ, 2021. – С. 551-559. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48154578
  8. Педагогическая режиссура практико-ориентированного семинарского занятия в процессе формирования готовности будущего учителя к решению профессионально-педагогических задач / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова Л.Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №3. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49447186  
  9. Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию / Пономарева Л.И., Ган Н.Ю. Образовательный Вестник «Сознание» /– 2022. – Том. 24. – №11 / 2022. – Volume. 24. – №11. – С. 12-19 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-12-19
  10. Рефлексивный практикум как условие формирования готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач / Л.П. Качалова Л.Г. Светоносова // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2022. - № 1. – С. 14–18. DOI: 10.54348/SciS.2022.1.2 https://elibrary.ru/item.asp?id=48175284
  11. Ипполитова, Н. В. Cистемный подход как методологическая основа подготовки студентов педвуза к решению профессиональных задач / Н. В. Ипполитова // Язык и актуальные проблемы образования : Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию российского ученого-педагога, академика Ушаковой О.С., Москва, 15 декабря 2021 года. – Ярославль: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования", 2022. – С. 246-250. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48862140
  12. Супервизия как педагогическое условие процесса формирования профессиональной компетенции начинающих педагогов / Л.Г. Светоносова, А.А. Ли // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №4 (Т.10). – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49810788
  13. Функциональная роль ситуации неопределенности в формировании готовности будущих педагогов к решению профессионально-педагогических задач / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская, Л.Г. Светоносова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – №5. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49986654
  14. Целевые ориентиры подготовки студентов педагогических вузов в системе интеграции образовательных уровней / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Детство, открытое миру: сборн. мат-лов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск. – 2022. – С. 272-273. https://elibrary.ru/item.asp?id=48134522


  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
  • partner
Наверх